Биоразлагаемая пластичная смазка

Преимущества составов

Для начала стоит отметить, что литолы относятся к синтетическим смесям, что обуславливает их невысокую стоимость. Но в отличие от других нефтяных рабочих жидкостей такие составы вполне могут обходиться типовыми эксплуатационными свойствами. По крайней мере, усредненное качество смазки, не прошедшей улучшенную очистку с добавлением минеральных компонентов, не окажет вреда для механических групп. Вместе с этим пластичные литиевые смазки отличаются высоким индексом вязкости, если сравнивать с более дорогими минеральными маслами. Отмечают пользователи и низкие температурные пределы, в которых происходит застывание смеси.

В ходе эксплуатации проявляются и антикоррозионные качества, что позволяет максимально сохранять рабочий ресурс и технической смеси, и целевого обслуживаемого объекта. Что касается электрохимическим качеств, то модифицированные литиевые смазки вполне могут проявлять и повышенную термостабильность, подкрепленную стойкостью к процессам окисления. Эти качества как раз открывают широкие возможности эксплуатации литола в химической промышленности.

Применение литиевых смазок на автомобиле

В автомобиле литиевые смазки можно использовать практически на всех узлах. Чаще всего они встречаются:

В подвеске

Подобные смазки применяют для шаровой опоры, при этом важно использовать в подобном сценарии вариант смазки с примесями графита, который имеет способность самостоятельного восстановления;
В рулевом механизме. В частности, литиевая смазка забивается внутрь пыльников рулевых наконечников;
При креплении различных элементов

Все резьбовые соединения принято смазывать литиевой смазкой, чтобы они не ржавели, не разрушались и не «прикипали»;
В подшипниках. В автомобиле подшипники имеются повсеместно, для их безотказной работы используется литиевая смазка. Но важно заметить, что для подшипников нужно выбирать смазку, в состав которой не входят графитовые компоненты;
В различных соединениях. Это необходимо, чтобы снизить коррозию.

Важно заметить, что в магазинах можно встретить сотни вариантов литиевых смазок. Чтобы выбрать правильный вариант, подходящий конкретно для ваших целей, ознакомьтесь с инструкцией от производителя на упаковке

Преимущества и недостатки

Каждый тип смазок имеет определенные преимущества, основным преимуществом смазок на литиевой основе является универсальность их использования. Практически каждый механизм можно смазывать с их помощью. Особенно они актуальны для автолюбителей. С помощью литолов можно смазать все необходимые узлы и механизмы.

Среди других преимуществ можно выделить:

Водостойкость. Она практически не смывается водой, кроме отдельных типов, поэтому она более долговечная.
Защита от коррозии. Благодаря гидрофобности, она отлично защищает металл от влаги и воздуха, препятствуя возникновению коррозию и преждевременному износу деталей.
Стабильная консистенция. При долгом хранении смазка хорошо сохраняет консистенцию и свои свойства.
Термоустойчивость

Широкий ассортимент смазок позволяет работать при разных температурах, особенно отличаются силиконовые, это очень важно особенно в автомобилях, который зимой хранятся на морозе, а при работе температура узлов быстро растет.
Хорошая текучесть. Литиевые смазки легко наносить на механизмы, особенно через масленки

Она хорошо проникает в щели и обволакивает мелкие детали.
Сопротивление механическому сдвигу. При механическом воздействии она сохраняет структуру маслянистой пленки.

К недостаткам можно отнести относительно высокую цену, но учитывая все вышеуказанные преимущества и разнообразия ассортимента, назвать это недостатком сложно.

Поэтому, при выборе смазки, можно смело отдавать предпочтения литолам. Они подходят для любых целей, главное, тщательно выбрать разновидность литола для своих целей.

Особенности литиевых смазок

В общем сегменте автомобильных смазок данный состав не имеет особых качеств, которые бы его резко отличали от других марок. Можно сказать, это усредненная смазочная основа, наделенная средними технико-эксплуатационными характеристиками. Впрочем, в сбалансированном наборе физических рабочих свойств во многом и заключается условная обособленность таких смесей. К примеру, смазка на литиевой основе характеризуется способностью выдерживать широкий температурный диапазон от -40 до 120 °C.

К этому стоит добавить и способность замедлять коррозийные процессы в группах металлических компонентов, которые эксплуатируются в водных средах или под воздействием влаги.

Еще одной функциональной способностью литола является возможность его безопасного использования в участках с электрическими контактами, а также с аккумуляторными клеммами. Но это относится не ко всем разновидностям таких смазок. У каждой марки свой технологически выверенный набор технических качеств, которые могут подходить в тех или иных ситуациях.

Литиевое мыло

Литиевые мыла применяют также при изготовлении специальных смазок – насосной, К-15, К-17, К-19, ЦИАТИМ-217-8 и многих других разработанных ВНИИ НП.

Литиевые мыла служат основой для получения смазок широкого диапазона применения с удовлетворительной влагостойкостью, работоспособные до 140 – 160 С.

Литиевые мыла служат основой для получения смазок широкого диапазона применения с удовлетворительной влагостойкостью, работоспособных до 140 – 160 С.

Литиевое мыло окисленного петролатума способствует образованию в смазке структурного каркаса, который обеспечивает увеличение прочности пленки смазки. Окисленный петролатум содержит в своем составе высокомолекулярные твердые углеводороды и жирные кислоты, сложные эфиры с разветвленными – цепями и высокомолекулярные спирты.

Литиевые мыла касторового масла применяются в производстве термоморозоустойчивых и других смазок, работающих в контакте с водой и нефтепродуктами.

При использовании литиевых мыл в качестве загустителей для пластичных смазок на базе силоксановых масел могут быть получены продукты, применяемые при температурах до 200 С. Для высокотемпературных пластичных смазок, предназначенных к применению при температурах вплоть до 370 С, в качестве загустителей должны применяться технический углерод, фталоцианины, политетрафторэтилен, индантрен синий или арилзамещенная мочевина.

Загущающий эффект литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты максимален для смазок с нейтральной, слабокислой ( до 0 4 % олеиновой кислоты) или слабощелочной ( до 0 04 % NaOH) реакцией. С увеличением кислотности или щелочности выше указанных пределов прочность и вязкость уменьшаются, пенетра-ция и отпрессовываемость масла возрастают. При кислотности смазки выше 0 4 % происходит прогрессирующее утолщение и укорочение волокон мыла. Смазки на литиевых мылах 12-оксистеариновой кислоты менее чувствительны к изменению щелочности ( кислотности), чем на натриевых и кальциевых.

Смазка с литиевым мылом, основанная на силиконовой жидкости со средним содержанием фенильных групп CeHs / CH3 – 0 35), является в настоящее время наиболее важной промышленной смазкой. Она используется для смазывания шариковых подшипников при температурах от – 40 до 205 С.
 . Приготовляется загущением литиевым мылом высших жирных кислот смеси масел – трансформаторного и МС-14; в нее также добавляют 0 3 % дифениламина.

Приготовляется загущением литиевым мылом высших жирных кислот смеси масел – трансформаторного и МС-14; в нее также добавляют 0 3 % дифениламина.

Вследствие того что литиевые мыла растворяются в масле-при высокой температуре, при варке смазок необходимо нагревать смесь масла и мыла до 200 – 250 С. По окончании варки литиевые смазки следует быстро охлаждать и перетирать с целью придания им необходимой однородной гладкой структуры.

Оказалось, что литиевые мыла жирных предельных кислот обладают высокой загущающей способностью.

Консистентные смазки с литиевыми мылами, отличающиеся универсальностью и сохраняющие высокие качественные показатели в широком интервале отрицательных и положительных температур, достойно оправдали себя в военных самолетах в годы второй мировой войны. Теперь литиевые мыла широко вошли в производство консистентных смазок и смазочных масел не только военного, но и гражданского назначения. Достаточно указать, что в США потребление солей лития для этой цели увеличилось в 1955 г. по сравнению с 1951 г. более чем в 4 раза. Расширяется производство смазок и масел с литием в Канаде, во Франции и других странах.

Смазка, загущенная литиевым мылом, основана на силиконовой жидкости со средним содержанием фенильных групп.

Смазка, загущенная литиевым мылом, основана на силиконовой жидкости с низким содержанием фенильнцх групп.

Пластичные смазки на основе литиевых мыл можно использовать в широком интервале температур ( смазки тугоплавкие); они обладают удовлетворительной устойчивостью к воде. Смазки, полученные на алюминиевых мылах, также устойчивы к воде. В некоторых случаях для получения уплотнительных смазок используют бариевые мыла. Все больше применяют смазки, полученные на основе смешанных мыл, например на калыгаево-натриевом мыле. Эти смазки по свойствам лучше, чем солидолы и консталины, так как их можно применять при более высоких температурах.

Область применения

Область применения пластичных смазок неограниченная. Сфера применения напрямую зависит от необходимых свойств. Консистентная смазка для авто широко применяется для смазывания узлов и механизмов, обычно для защиты поверхностей трения. Наиболее известным можно считать Солидол. Число узлов в автомобиле, обслуживание которых необходимо, равняется примерно 30. Практически 50% всех производимых смазок предназначены для авторынка.

В промышленности ее использование можно встретить в подшипниках качения, срок службы которых напрямую зависит от типа. Также они применятся в металлургии, их использование обеспечивает беспрерывную работу механизмов. В горной промышленности, она необходима для обслуживания экскаваторов, самосвалов и транспортных конвейеров. В железнодорожной сфере она применяется для обслуживания системы привода, тягового двигателя и буксовых подшипников.

Особое применение она нашла в пищевой промышленности, для чего был разработан ряд смазок, соответствующих определенным требованиям. Они должны быть абсолютно безопасными для людей, при контакте с пищевыми продуктами, не вступать с ними в реакцию, а также разлагаться со временем.

Для текстильной промышленности разработан особый тип, на основе белых масел с водорастворимыми добавками. Это необходимо в тех случаях, когда ткань требуется очистить от следов.

Некоторые типы можно использовать для обслуживания пластиковых механизмов, имеющих особые требования, так как они слишком чувствительны к различным химическим веществам.

Учитывая разнообразие типов и сфер применения, выбор подходящей консистентной смазки, даже у неопытного пользователя, не составит труда.

Описание, особенности и свойства

В основе литиевого состава для смазки лежат углеводородные масла и соли жирной литиевой кислоты – так называемого литиевого мыла.

В нашей стране данные ГСМ были впервые разработаны в 40-е годы ХХ века, в Великую Отечественную. Создана литиевая смазка была в Центральном НИИ авиационного топлива и масла для нужд отечественной авиастроительной промышленности. По аббревиатуре НИИ, её разработавшего, советские литиевые составы получили обозначение ЦИАТИМ.

Одновременно с СССР аналогичные составы были созданы в некоторых других промышленно развитых странах мира, где получили свои, оригинальные обозначения. Официальный патент на смазочный состав, полученный путём обогащения нефтяного масла литиевым мылом, получил в США химик К.Э. Эрл. На сегодня литолы являются одними из самых популярных и востребованных видов ГСМ в мире. В общем количестве производимых смазок, они составляют почти 70%.

Литолы, в зависимости от конкретной марки и наличия дополнительных присадок, могут значительно отличаться по внешнему виду. По цвету могут быть от светло-жёлтого до тёмно-коричневого, также могут несколько различаться и по своей консистенции. Но в любом случае отличительное свойство литиевых смазок – хорошая способность прилипать к металлическим поверхностям.

Среди прочих характерных свойств следует упомянуть:

  • Способность сохранять свои эксплуатационные свойства в большом диапазоне температурных режимов. Средний коридор температур, при которых не меняются характеристики литолов составляет от -30 до +125ºC. Использование дополнительных присадок, улучшающих свойства смазок, ещё больше расширяет эти границы;
  • Устойчивость к воздействию влаги. Составы полностью нерастворимы в воде, имеют водоотталкивающие свойства, и хорошо защищают обработанные ими металлические поверхности от коррозии;
  • Стойкость к механическим воздействиям. Литиевая смазка способна работать в узлах и агрегатах под значительным давлением и при высоких показателях трения деталей друг об друга.

Вышеперечисленные особенности в равной мере свойственны для всех смазок, изготовленных на основе литиевого мыла.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Способ увеличения температуры каплепадения пластичной литиевой комплексной смазки, включающий загущение базового масла литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты и добавление бората, отличающийся тем, что вначале получают загущенную литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты смесь базового масла, представляющего собой минеральное индустриальное масло, или синтетическое масло, или смесь минерального и синтетического масел, имеющую при 40°С кинематическую вязкость от 5 до 600 сСт, с последующим добавлением три-2-этилгексилбората и диалкилдитиофосфата металла, после чего полученную смесь, температура которой не превышает 90°С, перемешивают до однородного состояния, при следующем соотношении компонентов, вес.%:

литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8,0-20,0
три-2-этилгексилборат 2,0-3,2
диалкилдитиофосфат металла 0,5-2,0
базовое масло остальное

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве диалкилдитиофосфата металла используют диалкилдитиофосфат цинка, предпочтительно в количестве 2,0 вес.%.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве диалкилдитиофосфата металла используют диалкилдитиофосфат молибдена предпочтительно в количестве 2,0 вес.%.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют минеральные масла, предпочтительно имеющие при 40°С кинематическую вязкость от 51 до 75 сСт.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального масла используют парафиновые масла.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального масла используют ароматические масла.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального масла используют нафтеновые масла, предпочтительно с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 20-25 сСт.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве синтетических масел используют полиальфаолефины, предпочтительно с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 550-600 сСт.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве синтетических масел используют полиизобутилены, предпочтительно с молекулярной массой 2400 а.е.м.

10. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют предпочтительно смесь нафтенового масла с кинематической вязкостью при 40°С в интервале 20-25 сСт с полиизобутиленом с молекулярной массой 2400 а.е.м. в соотношении 5:1.

11. Способ по п.1, отличающийся тем, в качестве синтетических масел используют кремнийорганические жидкости.

Классификация

От особенностей химического состава и способов производства, все литиевые смазки подразделяются на несколько классов:

  • Минеральные. Предназначаются для эксплуатации в диапазоне температур от минус 40 до плюс 150 градусов. Имеют высокие характеристики, обуславливающие широкое применение. По своей стоимости минеральная литиевая смазка значительно дешевле синтетических или силиконовых аналогов. Среди недостатков минеральных составов нужно отметить способность разрушать пластмассовые и резиновые детали;
  • Синтетические. В основе такой смазки лежит не натуральная нефть, а искусственно синтезированные материалы. Составы обладают высокой стоимостью, но в то же время более термостойкие и обладают высокой химической и физической стабильностью. Поэтому минеральные литиевые смазки допускаются для обработки узлов, содержащих пластиковые или резиновые детали;
  • Эфирные. Изготавливаются подобные составы на основе искусственных эфирных масел и предназначаются для обработки механизмов, работающих на высоких скоростях. Максимально допустимый показатель динамической скорости для эфирных смазок составляет 1 300 000 мм⋅об/мин, а в отдельных случаях даже выше. Имеют повышенными влагоотталкивающими и антикоррозийными свойствами, шумопоглощающим эффектом;
  • ПАО-смазки. Создаются на основе синтетического вещества полиальфаолефина. Среди всех литиевых синтетических составов, ПАО смазка имеет самую низкую стоимость. Благодаря этому ПАО-составы нашли широкое применение в промышленности для обработки трущихся деталей различных механизмов. Среди особенностей, которыми обладает эта смазка: низкие to застывания на морозе, стойкость к окислению, антикоррозийные свойства;
  • Комплексная смазка. В составе загустителем нефтяных масел являются такие компоненты, как соли уксусной, адипиновой и прочих кислот. Основные эксплуатационные свойства их такие же, как у других литиевых составов, но отличаются они более высокими предельными температурами работы, которые в отдельных случаях могут достигать +230 градусов.

Среди популярных отечественных литиевых составов можно назвать Циатим-201, , Литол-24. Иностранный аналог, весьма распространённый в России, выпускается компанией EFELE. Это смазки MG-211…214, SG-311 и другие.

Применение литиевой смазки

Литиевые смазки применяются в различных сферах, например, в радиотехники, авиационном оборудовании, автомобилях, промышленном оборудовании и механизмах, где есть узлы, подверженные трению.

Наиболее распространенные они в автомобилях. Она предназначена не только для уменьшения трения механизмов, но и увеличения работоспособности и долговечности. Чем тщательнее ухаживать за металлическими деталями, тем выше срок их службы. Проверку уровня масла нужно делать с постоянной периодичности и в тех случаях, когда возникают необычные скрипы и постукивания, а также после длительного срока хранения.

Наибольшего ухода требуют:

  1. Подвеска. Шаровая опора подвески требует своевременной смазки, для чего лучше использовать масла с добавлением графита, который позволяет возобновлять поврежденный мысленной покров.
  2. Рулевая колонка. Литол применяется для смазки пыльников.
  3. Подшипники. В автомобилях используется множество подшипники различных типов, которые должны безотказно работать. Для их смазывания лучше применять литол без графитового дополнения. Обычно применяется белая литиевая смазка.
  4. Резьбовые соединения. Любые такие соединения нужно смазывать, чтобы они не подвергались коррозии.
  5. Редуктор. Смазка нужна для повышения КПД при передаче крутящего момента.

Чтобы подобрать смазку на основе литиевого мыла для конкретных целей нужно изучить инструкцию и посоветоваться с продавцом-консультантом. Даже малейшее отклонение в составе могут значительно повлиять на свойства литола и работу смазанных механизмов.

Добавить комментарий