Дорожны мотоциклы
Хард эндуро
Большинство хард эндуро именнуемых как «кросачи», разрабатываются на основе кросс байков с добавлением светотехники, стартера, аккумулятора и прочих комплектующих.
Оба класса существенно мощнее универсальных мотоциклов, также особенностью является измерение ресурса двигателя в мото-часах. То есть, после 10-ти мото-часов вам придется менять масло в двигателе, каждые 100 мото-часов – заменять поршни. Следующим общим качеством эндуро хард и кросс являются низкий вес. Это делает их идеальным вариантом для бездорожья, где каждые 10 кг играют существенную роль. Кроме того, при покупке такого мотоцикла вам придется купить прицеп или даже пикап. Это связано с тем, что ездить на таком мотоцикле по асфальту, очень накладно и опасно (моторесурс и грязевая резина быстро расходуются).
Все отличия между эндуро хард и кросс связаны с областью их эксплуатации. Кросс байки предназначены для прыжков и езде по различным траекториям с максимальной мощностью.
Основные различия:
- Рулевое управление кроссов отличается максимально острым углом. В то же время, подвеска имеет максимально жесткие настройки.
- Мотор кроссовых байков настроен таким образом, чтобы они выдавали максимальную мощность на повышенных оборотах. При этом, передачи максимально сближены.
- Для облегчения веса кроссы оснащаются максимально легкой системой охлаждения. С этой же целью в этих моделях отсутствует световая техника и аккумуляторы, так как эти мотоциклы заводятся один раз перед гонкой.
- Посадка максимально высокая, поэтому, даже людям в высоким ростом не всегда удается встать на землю обоими ногами.
В отличие от кроссовых хард эндуро являются более универсальным классом. Эти мотоциклы имеют другую геометрию управления, которая обеспечивает более стабильную езду по прямой траектории. Подвеска у хард эндуро обладает более мягкими настройками по сравнению с кроссами. Двигателя имеют низкие обороты.
Хард эндуро оснащаются более продвинутой системой охлаждения с дополнительными вентиляторами, что очень помогает им при натяжной езде на низких скоростях. Помимо этого, мотоциклы класса хард эндуро отличают более низкой посадкой.
В целом, мотоциклы эндуро более универсальные, чем кроссы. Соответственно, они имеют широкую область применения и, как правило, стоят дороже. В диапазоне цен от $500 – 2000 можно приобрести б/у мотоцикл. Если же вы пожелаете купить эндуро хорошего качества, то его можно приобрести за $2500-3000, не учитывая модели премиум сегмента серии BMW, и без учета дополнительных комплектующих.
Универсальные эндуро
Универсальные эндуро (dual purpose) – это байки двойного предназначения. Популярная модель GEON X-Road 200 BMW. Отличительной особенностью класса является возможность эксплуатации, как по бездорожью, так и на асфальтированной дороге.
Сегмент универсальных эндуро разнообразен. К ним относятся: легкие мотоциклы для езды по пересеченной местности (лес, горы), так и тяжелые байки для моторалли. Например, к категории универсальных байков, на на длительные расстояния относятся модели: Yamaha TTR250 и Suzuki DRZ400S. К категории универсальных внедорожных мотоциклов, относятся Honda серии XR (250сс, 400сс, 600сс) — характерны передвижением по городским дорогам.
Эргономика универсальных байков не предназначена для длительной езды в сидячем положении. Мотоциклы ведут себя не слишком стабильно на дороге.
Отличия универсальных эндуро от кроссовых:
- больший вес
- меньшая мощность
История возникновения мотоциклов эндуро
Термин «эндуро» (от французского endurance — «выносливость») появился во второй половине XX века — так стали именовать мотоциклы, переоборудованные для езды по внедорожью. Его возникновение связано с легендарными спортивными соревнованиями International Six Day Enduro (ISDE) — там гонщикам приходилось самостоятельно без техподдержки в каждый из шести дней пробега преодолевать сотни километров маршрута при любом состоянии покрытия (откровенное бездорожье — в том числе). Это, естественно, наложило отпечаток на конструкцию и идеологию этих аппаратов.
По сути, речь идет об очень специальной технике, ориентированной на жесткую эксплуатацию. Конструкция этих мотоциклов предполагает такую универсальность, чтобы байк был способен справиться с разнообразными дорожными условиями, которые часто являются настоящим препятствиям и, вдобавок, могут меняться с молниеносной скоростью. Так, маршрут может проходить грунтовыми и гравийными дорогами и тропинками, участками асфальтированных дорог, горными реками. Спортсмен обязан быть готовым ко всему и при любой погоде, а протяженность заездов может достигать от 300 до 1000 километров. Сам факт прихода на финиш в таком заезде — уже победа.
Стоит также отметить один исторически важный факт: в 1964 году на этапе ISDE, проходившем в Германии, Соединенные Штаты Америки представлял голливудский актер и мотогонщик Стив Маккуин на мотоцикле Triumph TR6C, который это испытание не прошел, выбыв из гонки на третий день соревнований, зато успел разрекламировать на весь мир английские куртки Barbour International, ставшие одним из символов внедорожного мотоциклизма.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов с появлением моды на вседорожные мотоциклы произошло расслоение класса эндуро: на диртбайки (сугубо внедорожные и ориентированные на спортивное применение) и ставшие теперь гражданскими скрэмблеры (от английского scrambler — «борец»). Бум был такого масштаба, что в производстве вседорожных мотоциклов отметились даже завсегдатаи шоссейно-кольцевых мотогонок: Ducati и MV Agusta.
Многие считают эти годы колыбелью спортивного стиля и активного отдыха. Именно тогда массовым трендом стали аэробика, фитнес и прочие атрибуты здорового образа жизни. Разумеется, эта мода нашла свое отражение и в мотоциклах. Внезапно мотолюбители прониклись идеей эдакого «всепролазного» байка с возможностью нормально ездить по дорогам общего пользования. Сложно сказать, чего там было больше: моды на активный образ жизни и желания уйти от бунтарского стереотипа, окутавшего мотоциклиста, а может и вовсе повлиял выход документального фильма On Any Sunday со Стивом Маккуином, где он лихо рысачит по пляжу. В любом случае всем вдруг стало в кайф, съехав с твердого покрытия асфальта по пути на пикник, устроить триал в лесу, попутно рассечь картофельное поле, устроить небольшой hill climb (подъем по склону на скорость) и под занавес форсировать пару мелководных речек.
Вряд ли, конечно, кто-то, кроме спортсменов, и правда отваживался на такие приключения в скучный вторник, но даже теоретическая возможность исполнить перечисленные выше трюки прельщала в те годы мотоциклистов намного больше вытянутой вилки чопперов или спортивного изящества каферейсеров.
Регламент соревнований
То, что условия использования диктуют требования к характеристикам, это еще полбеды. Инженеры вполне могут искать какие-то новые решения, улучшающие характеристики мотоцикла. Но делать это им нельзя, так как существует регламент соревнований по мотокроссу, выдвигающий строгие требования к байкам. Если разработчики проявят фантазию и создадут необычный внедорожный мотоцикл с оригинальными решениями, его попросту не допустят к гонкам. Получится игрушка, пригодная сугубо для любительских покатушек «для души».
Некоторые из требований регламента wikimedia
Регламент устанавливает требования к наклону передней вилки, ширине руля, форме щитков и сидения, выхлопной трубе, колесной базе, длине и другим параметрам. В итоге производители не могут проявлять вольностей, так как спортсмены попросту не будут покупать мотоциклы, не соответствующие регламенту.
Кроссовые мотоциклы
Кроссовые мотоциклы – отдельный класс, модели которого были созданы для участия в гонках. Данные модели очень дорогие, эксплуатировать их могут только профессиональные гонщики. Не стоит использовать их в черте города или на междугородних трассах. Эти мотоциклы маневренные, легко управляемые, мобильные, успешно передвигающиеся даже по плохому дорожному покрытию.
Кроссовые мотоциклы довольно мощные, красивые, маневренные. Стоит отметить, что их маневренность достигается только путем использования фирменной резины. Эти классы мотоциклов предназначены для того, чтобы совершать гоночные трюки, в том числе и прыжки.
Особенности кроссовых мотоциклов:
- конструкция, при которой сиденье наплывает на бензобак;
- барабанные тормоза заменены дисковыми;
- оснащен облегченной подвеской;
- имеется моно амортизатор;
- есть система водяного охлаждения;
- не перегреваются и не снижают своей мощности;
- совершенно отсутствуют элементы освещения;
- имеются увеличены подножки;
- современные и надежные тормоза;
- шести ступенчатая коробка передач;
- широкие колеса, способствующие передвижению по бездорожью.
Данные транспортные средства имеют ряд существенных недостатков:
- тонкая грань между скоростями транспортного средства и ветра;
- неудобная посадка мотоциклиста, при которой страдает опорно-двигательный аппарат и мышцы;
- обшивка из пластика довольно ненадежная;
- высокий расход топлива и смазочных материалов;
- высокая стоимость мотоцикла, комплектующих, запасных частей, ремонта.
Известные кастомные проекты в стиле эндуро
За последние пару лет количество всплывающих в специализированных блогах проектов в стиле эндуро заметно выросло, около полугода назад все говорили даже о новом тренде на скрэмблеры. Пока сказать сложно, достигла ли эта мода своего пика — в любом случае, пока что авторитетные мастера все чаще превращают серийные моторы в такие, на которых можно покорять любые джунгли. В качестве завершения статьи — три самых известных проекта последнего времени.
JACK PINE МАСТЕРСКОЙ HAMMERHEAD
По большому счету это основательно переработанный Triumph Scrambler. Мотоцикл был сознательно лишен масляного радиатора, как уверяет создатель: «Проблем с перегревом не будет. Мы обогатили смесь и заменили выхлопную систему». Действительно, серийный карбюратор уступил место плоскодроссельным Keihin CR. На впуске работают фильтры нулевого сопротивления K&N, стилистически напоминающие фильтры Triumph T120. Глушители как таковые отсутствуют, выхлопная система представляет из себя, по сути, кусок трубы. И на этом доработки технической начинки не ограничиваются. Бак и боковые панели окрашены матовым лаком на манер заводских TR6C, участвовавших в гонках Desert Sled. В 2011 году авторитетный блог Bikeexif признал этот мотоцикл лучшим скрэмблером.
BMW R100RT МАСТЕРСКОЙ WRENCHMONKEES
Сразу хотелось бы заметить, что оппозитные BMW — отдельная песня в этой категории. Видимо, сказывается успех линейки G/S или эстетически привлекательное, конструктивное решение с оппозитным расположением цилиндров двигателя. Так или иначе своими переделками на базе мотоциклов серии R отметилось практически каждое уважающее себя ателье.Кастом BMW R100RT — последний проект датских мастеров Wrenchmonkees. BMW R100 считается вечным, надежным и простым в ремонте, поэтому Wrenchmonkees выбрали именно его на роль донора.
Заднюю часть рамы они изрядно доработали, демонтировав элементы, необходимые для крепления багажных кофров. Литые колеса мастера решили заменить на 18-дюймовые и спицованные. Вилке потребовался основательный ребилд, сзади установили амортизаторы Bitubo. Двигатель и топливная система (карбюратор) подверглись тюнингу, установлен фильтр K&N и более производительный масляный радиатор — с учетом специфики эксплуатации в Африке. После этого Wrenchmonkees заменили всю проводку, установили новый аккумулятор и новую светотехнику. Стандартный топливный бак заменили на аналогичный от старшей модели R65.
DUCATI SUPERSPORT 600 SCRAMBLER МАРКО АРТИЦЦУ
Вообще, модель Supersport известна в миру как очень хороший дорожный мотоцикл с потрясающей управляемостью. Коктейль из рамы «птичья клетка», неплохих подвесок и тормозов Brembo золотой серии до сих пор заставляют биться чаще сердца владельцев этих мотоциклов при прохождении извилистых шоссе. Однако, Марко Артиццу разглядел в нем внедорожный потенциал. В первую очередь на помойку отправились обтекатели. Их место заняла круглая фара с защитной решеткой и номерной щиток. Колеса заменены на спицованные от модели Sport 1000 и обуты в псевдовнедорожные Metzeller. Заново изготовлено сиденье из коричневой кожи с высокой подушкой. Бензобак окрасили в British Racing Green. Верхнюю траверсу доработали для установки руля. Удивительно, насколько лаконичным получился мотоцикл. Разумеется, прохватить по лесу на таком вряд ли удастся, зато в городских джунглях он будет выглядеть более чем внушительно.
Идентификация кроссовых байков
Чтобы сделать свою продукцию узнаваемой, производители прибегают к использованию фирменных расцветок. Специально никто ни с кем не договаривался. Компании сами поняли, что лучше предлагать клиентам не вариации окрасок на тему всех цветов радуги, а придерживаться одной, для узнаваемости.
Сейчас мотоциклы Yamaha красятся в комбинацию с преобладающим синим, Honda — красным, KTM — оранжевым, Suzuki — желтым, а Kawasaki — зеленым. Ранее на их фоне выделялась Husqvarna, байки которой не имели единой окраски, но сейчас в их оформлении преобладает белый. Впрочем, уже 5 лет, как байки этого шведского бренда выпускаются KTM, имеют много общих узлов с ее моделями, из-за чего уже не пользуются такой популярностью среди гонщиков.
motocrossactionmag.com
Конечно, некоторые фирмы предлагают и альтернативные варианты расцветки как дополнительную опцию. Однако они не пользуются большой популярностью. Многие уже давно привыкли, что каждая фирма ассоциируется с определенной расцветкой, а потому предпочитают стандартное цветовое оформление байка.
Один хлопок? Или же бурные овации?
Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Навагин
Подписаться
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни
Riders
Дух свободы!
Класические мотоциклы
К классическому классу относятся мотоциклы, которые не теряют своей популярности уже долгое время. Мотоциклы данного класса характеризуются:
- малым весом;
- мощным двигателем;
- экономностью;
- низкая стоимость ремонта и запасных частей.
Этот класс мотоциклов возможно использовать ежедневно, однако, не стоит передвигаться на нем на далекие расстояния. Он удобен, надежен, стоит не очень дорого. Доступен любому новичку и не требует профессиональных навыков управления им.
Мотоциклы классические отличаются довольно удобной прямой посадкой. Одни из них могут оснащаться обвесами из пластика, а другие нет. Особенностью данных моделей является отсутствие обтекателей.
Мотоциклы данного класса существенно отличаются друг от друга объемом двигателя и разнообразными техническими характеристиками. Они довольно устойчивые, однако при внезапном падении сильнее всего страдают приборная панель и поворотники.
Наиболее известные модели
DUCATI SCRAMBLER 450
Разработанный и произведенный для американского рынка к концу 1960-х годов, этот мотоцикл в конструкции двигателя имел один верхний распредвал с коническими шестернями, механизм выбора передач отличался прецизионной точностью переключений, но был несколько своеобразен в своем алгоритме. Переключения происходили по принципу «первая передача вверх, остальные вниз». Решение, как и мотор целиком, заимствованы у мотоцикла для шоссейно-кольцевых мотогонок, разработанного маэстро Фабио Тальони. За свои незаурядные характеристики, а также высокие показатели по удобству управления (с ним запросто справлялись девушки), мотоцикл снискал уважение и популярность у поклонников по обе стороны океана.
NORTON P11 750CC
Полной противоположностью Ducati Scrambler были мотоциклы Norton серии P — каждый раз, когда замечаешь в англоязычной мотопрессе определение Brit Iron, волей-неволей приходит на ум именно этот мотоцикл. По сути, сняв светотехнику и прочую гражданскую навеску, владелец получал, настоящий гоночный снаряд. Обладатели этого байка отмечали немалый вес мотоцикла, который, впрочем, перекрывался необузданной мощью 750-кубового мотора. Однако, высокая стоимость, по сравнению с аналогами Triumph и BSA, не позволила стать бестселлером на рынке мотоциклов, в результате чего уже в 1968-м этот мотоцикл был заменен на изрядно удешевленную за счет применения менее технологичных материалов модель P11A.
HUSQVARNA 400 CROSS
Да, это как раз тот самый мотоцикл, на котором Маккуин участвовал в гонке Baja в фильме On Any Sunday. Тогда, на стыке 1960-х и 1970-х небольшой шведский завод Husqvarna переплюнул всех, выпустив неприлично мощный двухтактный мотоцикл, задав тон в развитии кроссовых мотоциклов всей индустрии. По сути, это последняя модель из эпохи большекубатурных двухтактников. Мотоцикл выглядел потрясающе и был создан с обильным применением дорогих сплавов и металлов. Алюминиевые бензобаки с полированными боками на кроссачах тех лет впервые появились на Husqvarna 400 Cross. Это самая популярная модель Husqvarna за всю историю этого завода. 400 Cross выбирали только самые опытные гонщики по всему миру. Читая тесты мотоизданий тех лет, где журналисты взахлеб пишут о невероятной мощности 45-сильного двухтактного мотора и точности управления на высоких скоростях, становится понятна природа появления 14 титулов в чемпионатах по мотокроссу и 24 титулов в гонках Эндуро на длинные дистанции.
HARLEY-DAVIDSON AERMACCHI SX-350
Такими были эти итальянские «Харлеи». Четырехтактный мотор оригинальной конструкции с горизонтально расположенным цилиндром не блистал высокой мощностью. Да и на ходу мотоцикл не мог похвастаться хорошими показателями управляемости. Зато внешний вид выдавал родственные связи с итальянцами. Чего только стоят защитные решетки на выхлопной системе. К сожалению, мало кто по достоинству оценил этот мотоцикл — лепту внесла дурная слава завода Aermacchi как производителя не самых надежных моторов.
BMW R80/GS
К концу 1970-х BMW покупали только отдельные поклонники этой компании. Требовался радикальный ход, чтобы поднять продажи. И тут как раз очень удачно подвернулась идея выпуска крупного эндуро. Возглавлявший тогда BMW Motorrad Эберхард Зарферд увидел в этом проекте большие перспективы. Эндуро с кубатурой 798 куб. смв ту пору никто не выпускал.
Сразу после дебюта BMW R80G/S ждал оглушительный успех. И это не удивительно. Что нужно измученному урбанистической средой жителю города? Вот такой универсальный мотоцикл, на котором можно пять дней ездить на работу, а на выходные вырваться за город, в пампасы, и оторваться на бездорожье. Ничего подобного предложить конкуренты не могли. Тащиться за город по шоссе на маломощном эндуро или вести на автомобильном прицепе кроссовый мотоцикл, нравилось далеко не всем.
Сокращение G/S означает Gelende — «бездорожье», Strasse — «дорога». За 30 лет сменилось несколько поколений этого мотоцикла. Несколько раз менялись двигатели, и их кубатура выросла до 1200 куб. см, а мощность до 110 л. с. Передняя вилка поменялась с обычной на более продвинутый Telelever. Тормозная система теперь с ABS. Но мотоцикл все равно остается таким же универсальным снарядом для дальних путешествий, что и 30 лет назад.
Спортбайки
Это отдельный класс мотоциклов, которые могут развивать фантастические скорости. Они доступны только для настоящих профессионалов и поистине богатых людей, поскольку стоят довольно дорого.
Особенностями спортбайка можно назвать:
- малый вес;
- мощный четырех цилиндровый двигатель, оснащенный овальными поршнями;
- посадка мотоциклиста в виде буквы Z;
- улучшенные аэродинамические свойства;
- большая часть веса расположена на передней части;
- высоко расположенные подножки;
- руль, напротив, располагается довольно низко;
- огромное количество электронных гаджетов, установленных на спортбайк.
Для того, чтобы сделать спортбайк более совершенным, необходимо заменить глушитель тюнинговым, установить слайдеры, поставить армированные тормозные шланги.
Условия диктуют характеристики
Естественная среда обитания кроссовых мотоциклов — бездорожье, грязь, песок, лужи, горки и трамплины, а также другие помехи. Суть соревнований по мотокроссу обычно сводится к более быстрому преодолению трека. Он представляет собой замкнутую трассу, состоящую из разных естественных и искусственных помех и трудных участков. Такую не проедешь на обычном мотоцикле, предназначенном для города. Нужна специальная техника.
Wallpaper Better
Начнем с моторов. Все они обычно одноцилиндровые, так как один большой цилиндр, с поршнем и головкой, ГРМ получается легче, чем два цилиндра поменьше. На ресурсе это тоже сказывается положительно, так как два «горшка» — вдвое больше деталей, имеющих весьма ограниченный ресурс. Оснастить кроссовый байк рядной или V-образной двойкой, чтобы выделиться, значит заведомо поставить его в невыгодное положение на фоне конкурентов.
Motorcycle.com
С подвесками и колесами ситуация обстоит аналогичным образом. Амортизаторы вилки и задней части байка должны отрабатывать на полную. Им предстоит выдерживать большие нагрузки, удары, прыжки, и эффективно их смягчать. Поэтому ход подвесок ограничен диапазоном 30-40 см. Если сделать меньше, амортизаторы будут очень жесткими, что неблагоприятно влияет как на гонщика, так и узлы силовой конструкции байка.
Увеличение хода приведет к росту высоты мотоцикла, а значит и повышению центра тяжести. Это ухудшит устойчивость и управляемость байка, что для гонок недопустимо. В итоге все ведущие производители останавливаются на использовании одинаковых или очень похожих вилок и амортизаторов одних и тех же фирм, вроде Showa.
extremepowersportssa.com
Внешний вид байка для мотокросса тоже особо не кастомизируешь. Крылья, несущие сугубо утилитарную функцию защиты от грязи, должны быть относительно широкими, располагаться высоко и иметь вылет, достаточный, чтобы грязь и камни не летели на пилота. В отличие от «Харлея», на кроссовый мотоцикл широкие щитки ставить нельзя. Уменьшать их тоже не получится, так как это ухудшит комфорт спортсмена.
Пластиковых обвесов на кроссовом байке минимум, что сделано для облегчения конструкции. Какие-то дополнительные панели, уникализирующие внешность, станут бесполезным мертвым грузом. Поэтому производители ограничиваются сокрытием лишь самых уязвимых узлов, вроде проводки и электроники мотора, бензобака, радиатора мотора. Также требуется прикрыть глушитель, чтобы мотоциклист, случайно коснувшись его, не подпалил экипировку, не получил ожог.
UAMOTO.COM
Так как кроссовые мотоциклы рассчитаны лишь на использование на трассе, у них нет таких обязательных для дорог общего пользования элементов, как зеркала, фары, поворотники. Вот эти элементы производители могли бы модифицировать, делая их уникальными, но нет. Вот и выглядят все кроссовые байки спереди и сзади одинаково.
В итоге складывается ситуация, когда производители байков могут экспериментировать только с рамой. Она может быть алюминиевой, стальной, из различных сплавов, из круглых, овальных или фигурных труб. Вот как раз по раме и можно отличить одну модель от другой. Но также остается цвет.