Компактный usb цап и усилитель для наушников schiit fulla 2 на базе akm ak4490

Hi-Fi-решение

Корпус ЦАПа — металлический, обладающий высокой жесткостью. Он небольшой (всего 155х48х200 мм), но его масса превышает 1 кг. «И что с того? — спросит читатель. — Вполне заурядный показатель для компактного устройства»

Этот параметр и впрямь не вызывал бы удивления, если бы не одно важное обстоятельство, а именно: источник питания выполнен в виде отдельного блока. Это кардинальное Hi-Fi-решение, способное надежно защитить «нежные» узлы обработки цифрового сигнала от сетевых помех (при грамотной его реализации, конечно; впрочем, за этим дело не станет — фирма выпускает целую линейку сетевых кондиционеров, т.е имеет огромный опыт в данном, отнюдь не простом, вопросе)

Полностью металлический корпус усилителя выпускается как в черной, так и в серебристой отделке. На фасаде из 3-мм алюминиевого листа — только поворотные переключатели, и это больше чем просто дань Hi-Fi-традициям

О приверженности разработчиков Hi-Fi-ценностям свидетельствует даже фасад Oehlbach XXL DAC Ultra. Здесь два 6,3-мм выхода на наушники и только поворотные рукоятки, а кнопка лишь одна — для включения аппарата. Положения переключателя входов четко фиксируются. Регулятор громкости чуть сопротивляется вращению, и бывалого звуколюба такое поведение должно обрадовать: оно свидетельствует о высоком качестве изготовления переменного резистора. Сзади мы видим набор портов, уже ставший традиционным для «телефонного» усилителя с ЦАПом: линейные несимметричные вход/выход, а также коаксиальный и оптический входы «цифры» плюс гнездо USB B.

Ценность баланса

Разницу между балансным и небалансным подключением я услышал с первых же нот. Балансное подключение звучит громче, оно дает более широкую звуковую сцену, больше «воздуха» и лучшую детализацию. Бас становится существенно более четким, упругим и собранным. На его фоне небалансное звучит более кучно, тональный баланс темнее, главным образом, за счет уменьшения количества и прозрачности верхних частот. Басовый диапазон менее разборчив и контролируется не так хорошо.

Балансный усилитель дорогого стоит!

Разница в ширине сцены и ощущении пространства такова, что на некоторых записях с не сильно выраженными стереофоническими эффектами возникает ощущение, что небалансное подключение дает монофонический звук. Столь же ощутима разница в детальности. В целом смена типа подключения дает впечатление, будто ЦАП поменяли на один класс выше.

Но можно и недорого…

При использовании Schiit Audio Jotunheim у меня сложилось ощущение, что в балансном подключении сцена уж очень широка, а в центре недостает плотности и телесности. Такое же ощущение возникает, когда акустика стоит слишком широко. Справедливо предположить, что такой эффект может возникать вследствие специфики взаимодействия наушников и усилителя. На связке ЦАПа Schiit Audio Yggdrasil и усилителя Schiit Audio Ragnarok этот эффект оказался менее выражен.

И золотая середина в этом жанре имеется

Тем не менее, меня посетила мысль о том, что разделение каналов, которое так хорошо проявляет себя в системе с акустикой, далеко не всегда актуально при работе с наушниками. Поэтому ответ на вопрос о полезности полностью балансного тракта я, пожалуй, оставлю открытым.

Сетевой плеер Cayin iDAP-6

Теперь перейдем к iDAP-6. Сам производитель называет это устройство «цифровым транспортом и сетевым плеером с поддержкой всех востребованных форматов». Как транспорт iDAP-6 может быть подключен к внешнему USB-диску, SSD, HDD и карте типа SD (есть слот спереди), а как сетевой плеер iDAP-6 можно подключить по Ethernet или Wi-Fi к локальному хранилищу (NAS) и любому домашнему устройству, работающему по стандартам DLNA и Samba.

Неплохой набор возможностей, но этим он не ограничивается: отдельный акцент Cayin делает на способности плеера работать с мобильными гаджетами через AirPlay и Bluetooth 4.1. Устройство не только принимает аудио по Bluetooth, но и выдает сигнал по этому протоколу, используя кодеки aptX и SBC. Другими словами, к iDAP-6 можно напрямую подключить Bluetooth-наушники или колонку.

Вывести цифровой поток с транспорта можно через USB (режим USB-выхода включается при подсоединении соответствующего ЦАПа), оптический разъем, коаксиальный RCA, коаксиальный BNC и AES/EBU (XLR). Также имеется HDMI, который передает только I²S-сигнал

Производитель обращает внимание, что I²S не является стандартом индустрии, поэтому работа со сторонними девайсами не гарантируется, однако с родным iDAC-6MK2 (о нем читайте ниже) проблем не будет

Список совместимых с плеером iDAP-6 файловых форматов впечатляет: DSF, DIFF, SACD-ISO, AIFF, WAV, FLAC, ALAC, APE, WMA, MP3, OGG, AAC. Устройство поддерживает PCM до 32 бит/384 кГц, DSD256 через I²S, а также DoP128 при выводе через USB и DoP64 при работе с остальными цифровыми разъемами.

В основе схемы iDAP-6 лежат сверхточные фемтосекундные осцилляторы со значением джиттера ниже 0,1 пикосекунды и минимальными фазовыми шумами. Согласно Cayin, сверхнизкий джиттер стал одним из факторов качественного проигрывания музыки — звучание получается натуральным и «нецифровым». Также компания делает акцент на низкошумном изолированном БП с тороидальным трансформатором собственного производства. Наконец, в iDAP-6 стоят японские конденсаторы Nichicon, положительно влияющие на детализацию и прозрачность звука.

Для управления всей системой и запуска музыки iDAP-6 оснастили большим (3,95 дюйма) цветным AMOLED-дисплеем. Компания постаралась сделать интерфейс меню «интуитивно понятным, визуально приятным и исчерпывающим». Согласно Cayin, вся информация представлена пользователю наиболее оптимальным образом. Навигация по меню осуществляется большим колесом на правой стороне плеера, и эта же ручка работает как кнопка Enter. Слева от дисплея расположена кнопка для возврата назад и большая подсвечиваемая кнопка включения устройства.

Под крышкой в нижнем левом углу спрятали слот для SD-карты и порт USB

Нужно отметить, что управлять транспортом можно и через мобильное устройство. В данном случае связь с аппаратом происходит по технологии HiByLink, основанной на Bluetooth. На мобильное устройство, выступающее в роли пульта, необходимо установить специальное приложение HiByMusic. После сопряжения пользователь сможет контролировать iDAP-6 со своего гаджета. Через HiByLink также можно воспроизводить музыку, но только ту, которая хранится на подключенных USB-носителях или карте SD. Приложение хорошо тем, что в нем отображается некоторая информация о контенте, недоступная на экране самого плеера. Кроме того, в программе есть поиск и управление файлами, включая создание плейлистов.

Звук

Для прослушивания устройства использовалось следующее оборудование:

  • MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
  • Audirvana Plus в роли плеера
  • Наушники ZMF Omni, AudioZenith PMx2, Kennerton Odin, VA Audio H-1 и другие.
  • Записи в формате lossless

В общем-то, тут можно просто взять и написать много хороших эпитетов, DAC-10H действительно обладает очень приятной и музыкальной подачей, избегающей крайностей вроде излишней микродетальности и резкости или, наоборот, смазывания и потери детализации в угоду «слитности». Как и обещано разработчиками, усилитель легко справляется даже с тугой нагрузкой в лице изодинам, более того — с изодинамическими моделями этот комбайн справляется особенно хорошо. В целом DAC-10H уже попадает в тот сегмент, где разница «уровня» минимальна, и всё начинает упираться в банальную и субъективную вкусовщину. Отдельно тут хорош усилитель для наушников, он явно не попадает в категорию чего-то сделанного «на сдачу», как это часто бывает у многофункциональных комбайнов. Он построен на неизвестных перемаркированных микросхемах и показывает действительно приятные результаты. Даже жаль, что NuPrime не выпускает его в виде отдельного устройства.

Бас быстрый, естественно, достаточно глубокий и хлёсткий, с замечательной проработкой текстур и разделением инструментов. Если начать придираться, то можно немного попенять на завышенную скорость затухания на глубоких НЧ, но, к счастью, нормальная музыка очень редко заползает в эту область диапазона, поэтому чтобы столкнуться с данной проблемой, нужно слушать или совсем уж откровенный шлак, или тестовые треки. По-настоящему качественная музыка в сочетании с достойными наушниками с этим усилителем способны ошеломить силой напора, грохотом и рокотом, если это необходимо, а если надо — могут передать мельчайшие нюансы полёта струн контрабаса.

Верхние частоты подаются каплю мягче, чем я люблю, но я, в принципе, предпочитаю лёгкий акцент на ВЧ, поэтому на самом деле «верха» этого комбайна большинству слушателей должны понравиться, они не резкие, но при этом весьма детальные, есть и воздушность, и отличная проработка затуханий, помогающая восприятию объёма. Хорошо проработаны и атаки на ВЧ, благодаря этому перкуссия приятно радует реалистичностью и детальностью.

Мультибитные и однобитные ЦАПы

До 21 века цифроаналоговые преобразователи оперировали только с 16-битным аудио, согласно формату Red Book для компакт-диска. Другого просто не было. Частота дискретизации у CD была 44 кГц, у профессиональных DAT-рекордеров капельку выше — 48 кГц. Сначала все ЦАПы работали по «параллельному» принципу — все 16-разрядов «взвешивались» на R-2R матрице (резисторной схеме лестничного типа).

Пример схемы R/2R ЦАПа

Знатоки знают наизусть и ценят такие марки чипов, как Burr-Brown PCM63 или Philips TDA1541. Однако R-2R матрицы оказались дороговатым и не слишком технологичным удовольствием. Требовалась точная лазерная подгонка всех номиналов сопротивлений. В противном случае при работе неточный замер битов приводил к нарушению линейности сигнала.

Поэтому на смену R-2R пришли ЦАПы с 1-битовым преобразованием, получившим название “дельта-сигма”. Если мультибитники выдавали напряжение сигнала напрямую, исходя из всех поступивших на матрицу 16-битовых данных, то в дельта-сигме напряжение колебалось в зависимости от того «ноль» пришел на приемник или «единичка». 1 — означала увеличение напряжения аналогового сигнала, а 0 — уменьшение.

Микросхема мультибитного ЦАПа Burr-Brown PCM63

Старые аудиофилы нет да и вспомнят музыкальность R-2R чипов, но и деваться некуда. Дельта-сигма оказались и практичнее в настройке, и дешевле в производстве. Да и качество SACD-формата доказало, что 1-битовое преобразование отлично умеет справляться с High-End задачами. Частота дискретизации SACD измеряется уже не кило-, а мегагерцами, поэтому в схеме можно обойтись совсем простыми аналоговыми фильтрами.

В классических схемах на базе PCM до сих пор приходится фильтровать помехи квантования цифровым способом — их существует несколько и некоторые модели ЦАПов предоставляют возможность выбрать один из них.

Сами же дельта-сигмы прогрессировали в сторону гибридных схем, где поток обрабатывался каскадами, как по 1-битной, так и параллельной схеме. Но самое главное, величина цифрового слова выросла в них сначала до 24, а потом и до 32 бит. Кроме того, перспективным направлением являются ЦАПы на программируемых вентильных матрицах (FPGA), где и вовсе нет традиционных конвертеров.

Современный ЦАП Mytek Manhattan работает с потокоми РСМ 32 бит / 384 кГц, DXD, DSD-DS-DSD256 (11.2 MHz)

Для чего такая расширенная разрядность? Для достоверности. В профессиональной индустрии сегодня используются 24-битная запись, обеспечивающая более точное описание оригинального сигнала. Как уже упоминалось, ряд музыкальных изданий уже доступен в формате высокого разрешения. Так что можно, конечно, послушать урезанную версию на компакт-диске или МР3, но согласитесь, интереснее встать на одну ступеньку ближе к звукорежиссерам, которые возились с вашим любимым альбомом. И поэтому ваш ЦАП должен быть полностью готовым для приема контента высокого разрешения — как по USB, так и по остальным протоколам передачи данных.

Продолжение:

Что такое битность записи, динамический диапазон и на что они влияют

Если вы послушаете старые mp3 файлы или плохие MIDI записи вы заметите, что вам сложно различать музыкальные инструменты, если они играют одновременно, они просто сливаются в «звуковую кашу» и разобрать в ней ничего невозможно.

Это происходит от того, что у записи узкий динамический диапазон. Чем он больше, тем более глубоким слышится звук, более приятным и реалистичным. Узкий динамический диапазон просто не позволяет разным инструментам, которые звучат одновременно, иметь различную громкость и один инструмент глушит другой, от этого возникает мутный неприятный звук и слушать такую музыку совершенно не хочется.

Теоретически за динамический диапазон отвечает битность звука во время его кодирования в цифровой вид. Чем выше битность, тем больше значений может принимать звуковая волна за единицу времени и тем шире может быть динамический диапазон. Но это в теории, т.к. это кроме битности на громкость могут влиять много других факторов и битность начинает влиять на динамический диапазон тогда, когда все другие факторы исключены.

Например, почти вся современная музыка выпускается со значительной компрессией, чтобы увеличить базовую громкость всего материала, от этого сильно страдает динамический диапазон, т.к. все тихие места композиции подтягиваются и становятся более громкими, а очень громкие пики инструментов срезаются до среднего значения

Таким образом, после процедуры компрессии уже почти не важно какой была битность записи. Но в том случае если вы слушаете качественный материал, который не испортили на студии, битность действительно начинает играть значительную роль в динамическом диапазоне

Самое распространённое значение сегодня это 16 битная запись, но уже набирает популярность 24 битная музыка, а в скором времени в общее пользование начнут попадать 32 битные записи музыкальных произведений. При качественной обработки музыкального материала на студии и без ужасающей компрессии 16 битная точность записи, в общем, достаточна для того, чтобы не испытывать проблем с динамическим диапазоном.

Но в определении качества звука мы снова сталкиваемся с особенностями человеческого восприятия звука. Что такое 16 битная запись звука? Это значит, что одно измерение изменения амплитуды звуковой волны может принимать 65536 значений, что даёт нам динамический диапазон до 96,33 Дб. В свою очередь это означает, что звук с громкостью до 96,33 Дб должен быть записан без искажений по уровню громкости.

Если вы похожи на меня, то в большинстве случаев вы слушаете музыку в наушниках, а в наушниках довольно опасно долго слушать громкую музыку и, поверьте, 96,33 Дб это очень громко. Я стараюсь не превышать 60-65 Дб при прослушивании, этого вполне достаточно чтобы в полной мере насладиться звуком, но недостаточно чтобы повредить слух. И, как видите, у меня остается значительный запас по громкости до заветных 96,33 дб. По этой причине записи с 24 битной точностью для меня не дадут никакого преимущества, я просто не буду слышать разницы из-за того, что не слушаю музыку достаточно громко. Если кто-то из ваших знакомых, слушающий музыку в наушниках, говорит вам, что есть разница между 16 битной записью и 24 битной — не верьте ему. Он стал жертвой маркетинга и просто верит, что разница есть, хоть он её и не слышит. Добавим к этому тот факт, что наш слух имеет разную чувствительность по громкости к разным частотам звука, поэтому 16 битных записей для прослушивания в наушниках хватит для любых ситуаций.

Так почему многие люди верят, что 24 битная запись музыки значительно превосходит 16 битную? Для некоторых ситуаций это действительно так. Например, если вы слушаете живую запись симфонического оркестра, вам действительно нужна 24 битная запись, т.к. вам придется значительно повышать громкость, чтобы услышать все нюансы. Вы повышаете громкость технически, на вашем устройстве, но та громкость, которую вы услышите будет нормальной, потому что записи симфонической музыки делаются довольно тихими как раз для того, чтобы можно было расслышать все нюансы звука. Но это правило не работает для современных записей поп музыки, т.к. уже на студии записи делают предельно громкими и если вы будете слушать её на той же громкости, что и качественную запись оркестра, вы просто рискуете повредить свой слух.

Также 24 битная запись подходит для записи звука. Гораздо эффективнее сделать запись в более высокой битности и потом, при финальной обработке снизить её до 16, чем наоборот. Если вы сделаете запись в 16 битах и потом искусственно увеличите её до 24, то качество будет даже ниже, чем при исходных 16 битах, а возможно и такое, что в звуке появится посторонний фоновый шум.

Недоработки на местах

Из недостатков первое, что бросилось в глаза — торчащие наружу разъемы SPDIF. В то время как все остальные спрятаны в нише задней стенки, эти два нагло выпирают на добрый сантиметр, если не больше, нарушая тем самым дизайнерский фэн-шуй. Да еще и обозначены красно-черной расцветкой, что изрядно сбивает с толку в момент подключения небалансного усилителя. Обратная претензия у меня появилась к ручке громкости: она, наоборот, выступает над поверхностью корпуса недостаточно далеко (на 9-10 мм), к тому же еще имеет большой диаметр. В процессе использования приходится касаться ее буквально кончиками пальцев и только по верхней кромке, ведь под ней палец просто не проходит. Для комфортного управления вылет ручки должен быть в полтора-два раза больше, а диаметр — вдвое меньше. К тому же шаг регулировки громкости невелик, отчего приходится делать несколько оборотов. Небольшая вмятинка, которая, видимо, должна была облегчить процесс вращения рукоятки, по факту имеет исключительно декоративную функцию ввиду того, что глубина ее невелика и не позволяет уверенно зацепиться пальцем. Кроме того, ручка громкости имеет функцию нажатия, а значит, вариант придавить пальцем и покрутить гарантированно не сработает.

Даже не используя балансное подключение можно ощутить качество и мощь встроенного усилителя

Решение этого эргономического казуса я все же нашел, и оно получилось на редкость функциональным. Если поставить устройство вертикально на бок, ручка громкости оказывается в комфортном положении, а сам Topping DX7s превращается в удобную подставку для наушников. Жаль, что показания дисплея не меняют ориентацию при повороте корпуса.

Управление Topping DX7s — отдельная история. Из инструкции я узнал, что в качестве платной опции можно докупить пульт ДУ, но и без него есть способ попасть в меню настроек (а там яркость дисплея, опции режима ожидания и главное — регулировка цифрового фильтра ЦАПа). Самым интересным квестом стал вход в меню, процедура которого в английской версии инструкции описана неправильно. Опытным путем я нашел, что для входа в меню необходимо нажимать и удерживать кнопку (ручку громкости) нужно до включения устройства, а не во время загрузки. Дальше — легче. Навигация в меню производится путем поворота и нажатия ручки громкости.

Толстые фрезерованные панели из алюминия придают внешнему виду солидности

В рабочем режиме кратковременное нажатие на кнопку переключает входы, длинное нажатие переводит устройство в режим ожидания и выводит его обратно в рабочее состояние (хотя это Topping DX7s может делать и сам, по наличию/отсутствию сигнала на цифровом входе). Быстрое двукратное нажатие переключает режимы работы устройства: только аналоговые выходы, только усилитель для наушников, или все вместе. Разницы в плане качества звучании я не заметил, но при отключении усилителя для наушников отключается и регулятор громкости.

Результаты измерений и паспортные данные ЦАПа и усилителя для наушников Oehlbach XXL DAC Ultra

АЧХ встроенного ЦАПа не вызывает нареканий: провисание на краях диапазона минимально, дисбаланс по каналам недотягивает даже до 0,2 дБ. Вместе с тем настораживает резкий рост КНИ на частотах выше 6 кГц (максимальная величина этого показателя превышает опорную на 1 кГц почти в 50 раз!) и довольно странный отклик на одиночный импульс (даже не сразу поймешь, что фаза входного сигнала инвертируется).

Спектр выходного сигнала тоже оставляет желать лучшего — он загрязнен следами нескольких разностных и кратных гармоник. Впрочем, с ними можно мириться: их уровень не превышает –80 дБ.

Данные лаборатории Stereo&Video, январь, 2015

Неравномерность АЧХ: 0,13 дБ

Дисбаланс каналов на 1 кГц, (L-R): 0,16 дБ

КНИ на 1 кГц/пик: 0,006/0,270%

Паспортные данные

Аудиовходы: линейный аналоговый2хRCA, коаксиальныйRCA, оптическийToslink, USBB

Аудиовыходы: линейный аналоговый2хRCA, выход на наушники2х6,3 мм

Масса: 1,07 кг

Габариты: 155х48х200 мм

Потребление/Standby: 5,5/0,1 Вт

Поддерживаемые частоты дискретизации: 32/44,1/48/96/192/384 кГц

Масштабирование: до32 бит/384 кГц

Взвешенность

Любой музыкальный материал Topping DX7s воспроизводит аккуратно, взвешенно, без окрашенности и искажений, вследствие чего хорошо справляется с музыкой любых жанров, включая самые сложные композиции. Он не выпячивает недостатки записей и лоялен даже к МР3, а Deezer и Яндекс.Музыка звучат в его исполнении вполне сносно. При использовании премиум-аккаунтов с повышенным (до 192-320 кБит/с) качеством звучания, разумеется. Но по-настоящему музыкальным звучание становится даже не с CD-качеством, а с файлами Hi-Res. Просто потому, что в высоком разрешении музыка лучше раскрывается, звучит живее, выразительнее, богаче мелкими нюансами и оттенками.

Topping DX7s является полностью оригинальной разработкой, о чем говорят и фирменные платы, и отсутствие на рынке схожих по компоновке аналогов

И реальный потенциал устройства стал совершенно очевидным, когда дело дошло до DSD. Тут-то Topping DX7s показал себя во всей красе, обеспечив исключительно живой, реалистичный и аналоговый по своему характеру саунд. Кстати, повлиять на характер звучания можно и с помощью цифровых фильтров. Разработчики реализовали семь настроек, одна из которых, насколько я понял, является авторской. Мне, впрочем, больше понравились стандартный аподизирующий и фазолинейные фильтры, как звучащие наиболее чисто, прозрачно и сбалансированно. При желании звуку можно добавить жесткости или, наоборот, сделать его предельно мягким и округлым.

Нейтралитет

Тональный баланс можно охарактеризовать как нейтральный. Поначалу было ощущение, что верхние частоты звучат чуть тише и мягче, чем обычно, но это исключительно психоакустический эффект. Чистый верх, как и чистый воздух, порой просто не замечаешь. Сменив несколько пар наушников, я убедился в том, что сам по себе Topping DX7s не меняет характера звучания даже при работе с весьма сложной нагрузкой вроде планарно-магнитных моделей. А если в звуке есть какая-либо выраженная окрашенность — это заслуга наушников, но не усилителя или ЦАПа, они играют строго по партитуре, без каких- либо лирических отступлений и акцентов.

Суммарная емкость конденсаторов в блоке питания — 9900 мкФ, чего в теории хватило бы и на усилитель мощности в добрую сотню Ватт

Микродинамика, как и детальность, у Topping DX7s хороши, а с макродинамикой, как мне показалось, не все идеально, во всяком случае, на симфонической классике и прогрессив-роке звучание некоторых композиций кажется излишне спокойным и сдержанным, без должной амплитуды. Что, впрочем, не мешает в целом воспроизводить музыку широко и масштабно. Даже если наушники подключаются к обычному выходу, сцена получается объемная. Ну а если удастся разжиться балансным кабелем — можно получить звуковую картину с невероятным ощущением пространства.

Солидный запас мощности, которым обладает встроенный усилитель, ощущается в первую очередь в хорошем контроле низких частот. Даже капризные наушники выдают четкий и упругий бас, что позитивно сказывается на звучании рока, металла, хип-хопа и танцевальной электроники.

Качество монтажа и комплектующих нареканий не вызывает

Низкоимпедансная нагрузка — единственное, чего не любит Topping DX7s. Небалансный выход теряет контроль над ситуацией с моделями, имеющими импеданс порядка 20 Ом и ниже. Начинают заметно расти искажения, и НЧ-диапазон выходит из-под контроля. Балансный выход имеет смысл нагружать моделями с еще более высоким импедансом — от 50 Ом и выше. Благо, выходной мощности у аппарата достаточно, и даже 600-омные «Баеры» к нему можно подключать смело.

Basic

Звуковой сигнал, в общем случае, кодируется последовательностью значений амплитуды сигнала, измеренных через равные промежутки времени. Единичное значение амплитуды называют сэмплом, а время между двумя соседними измерениями — частотой дискретизации или частотой квантования. В подавляющем большинстве случаев сэмпл при передаче на аудиоустройство описывают знаковым целым числом — разрядности 16, 24 или 32 бита. Разрядность в 32 бита может быть использована для выравнивания буфера устройства по границе двойного слова, тогда семпл кодируется только первыми 24 битами, или же для полноразрядного кодирования. Первый вариант доступен в ASIO и WASAPI, второй только в WASAPI.

Максимально достижимое соотношение сигнал/шум определяется разрядностью сэмпла и вычисляется как 20log(2^q) где q — разрядность сэмпла.

16 бит — диапазон сэмпла , SNR 96.33 дБ 24 бит — диапазон сэмпла , SNR 144.49 дБ 32 бит — диапазон сэмпла , SNR 192.66 дБ

Частоты дискретизации (количество сэмплов в секунду для одного канала) из-за взаимной кратности стоит выписать в два набора: {44100, 88200, 192000} и {48000, 96000}. Два набора частот приводят к тому, что аудиоустройству нужно два осциллятора для качественной синхронизации. Конечно, можно использовать и один с кратной частотой, например, как 88200, так и 96000 Гц, но это существенно повышает сложность исполнения точного тактового контура.

Вывод: качественное аудиоустройство должно иметь два осциллятора, один для работы с частотами {44100, 88200}, второй для {48000, 96000, 192000}.

Итак, что такое ЦАП?

ЦАП преобразует цифровой сигнал в аналоговый, чтобы ваши наушники могли создавать звук. Вот так просто! Большинство чипов ЦАП находятся в источниках того, к чему вы подключаете наушники, и обычно стоит для производителя от 3 до 30 долларов США. Это очень простой и постоянный компонент любого смартфона, хотя разъем для наушников и пытаются убить, в основном компания Apple.

Подобно усилителям для наушников, отдельные ЦАП стали появляться в продаже для того, чтобы хоть как-то компенсировать низкий уровень качества воспроизведения звука. Вы удивитесь, но в 80-е и даже в 90-е годы далеко не всё потребительское оборудование могло справится даже с простыми наушниками, не говоря уже о более серьезном оборудовании. Довольно часто, даже если ЦАП был встроен в готовый прибор, он был неправильно к нему подключен или плохо экранирован, поэтому во время прослушивания вы могли слышать помехи или наводки от работы самого оборудования. Добавим сюда далеко не лучшее качество музыкального материала с низкой частотой дискретизацией первых mp3 файлов и вы можете вообразить на что была похожа музыка 90-х. Согласитесь, никто не захочет слушать такое для собственного удовольствия.

Но с тех пор цифровая музыка прошла долгий путь. Значительно возросшая культура производства музыкального оборудования привела к тому, что даже дешевые чипы стали давать довольно хорошее качество звучания, да и музыкальный материал стал гораздо более качественным. Сегодня музыка в формате mp3 почти везде записана с битрейтом в 320 кб/сек, а многие перешли на прослушивание материала в формате FLAC или в новомодном формате MQA. И там, где раньше требовалось серьезное оборудование для достижение хорошего качества звука, сейчас в большинстве случаев достаточно возможностей обычного хорошего смартфона.

Добавить комментарий