С какого уровня винил переигрывает cd?
Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа
Клемп — часто очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части.
Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками.
01. Тяжелый металлический клемп Pro-Ject Record Puck — 3500 руб.02. Клемп с карбоновой вставкой Millennium Audio Silentor 10 300 руб. 03. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах. 04. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного. 05-06. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы Thorens Stabilizer —в зависимости от цвета 7500–8500 руб.
Все остальное — вес, конструкция, материал — работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей.
Насколько важны сами по себе материалы, чем обусловлен выбор (если сравнить прошлое и настоящее, то материалов в конструкциях проигрывателей стало больше), это вопросы моды и дизайна или технологий?
Iota QT Ultra-SP Turntable. Попробуйте включить фантазию и сопоставить в рамках хорошо известной конструкции конкретную реализацию и материалы
Сами по себе не очень важны, это скорее абстракция. Я выше упоминал то, что дерево, например, не всегда позволяет должную точность обработки. Но если некий отдельный узел, требующий точности, сделать из другого материала и все филигранно состыковать с той деревянной частью, которую можно сделать с нужной точностью, то вопросов к дереву по этому критерию не останется
Так же и в отношении других материалов — не столь важно что использовано, важнее — как. Хотя если дереву как материалу стола я готов доверять, то дереву в конструкции диска — нет
И по причине возможного коробления, и по причине сложности точной обработки, и потому, что дерево само по себе резонирует и может красить звук. А вот акрил может подойти и там и там. Стеклу же я бы не доверил ни диск, ни опорные конструкции корпуса, пусть даже это не самый редкий в винилостроении материал.
И моду, и технологии отбрасывать тоже не нужно. Раньше красным или синим мог быть только игрушкоподобный копеечный проигрыватель, сделанный из пластика, а сейчас разноцветие можно встретить среди аппаратов старшего сегмента. Мода на внешность тоже существует, но тут хорошо бы понимать, рассматривая каждый конкретный экземпляр, делали его, отталкиваясь от технических свойств и материалов, а потом придали цвет и форму, или же внешность была поставлена выше материалов, свойств и звука.
Или вот еще, такая технология, как «автомат» — автостарт, автостоп. Сейчас наличие автоматики — это признак бюджетного проигрывателя и, скорее всего, бюджетного звука. А раньше автоматы пробовали встраивать и в более серьезные проигрыватели, и во всевозможную дополнительную электронику. Но автоподъем тонарма соленоидом, срабатывающим от оптического датчика (например, у некоторых проигрывателей Yamaha) это одно, а набитый шестеренками и рычагами корпус и физическая увязка всего этого с тонармом — совсем другое. Первое весьма интересно и на звук не повлияет, а второе повлияет очень даже и не лучшим образом.
В цветах благородного дерева
Американский, в буквальном смысле семейный проект Teres Audio предлагает уже куда более серьезные вещи, например тонармы с деревянной трубкой или опциональный мотор с блоком управления за 1750 долларов США. Жаль, что на сайте у них минимум информации.
Certus Audio Model 460
Teres Audio выпускала всего пять моделей проигрывателей. Старшая Certus Model 460 представляет собой внушительную конструкцию со своей стойкой и блоком управления. По моим данным, 460-ю версию уже не делают, однако некоторые детали на заказ компания предлагает, но за весьма нескромное вознаграждение. В этих аппаратах многое сделано из дерева — даже массивный опорный диск. Однако кое-где дерево все же сочетается с металлом. Компания маленькая, техника малосерийная, поэтому сложно с уверенностью сказать, какое «процентное соотношение» дерева и метала в текущих моделях.
Teres Audio Model 360
Тонармы Teres Audio с нетипичной трехточечной опорной конструкцией и деревянной трубкой могут показаться меломанам интересными. Но следует помнить, что за $5000 можно найти много достойных вариантов с менее экзотическими и более предсказуемыми свойствами.
После привода и прочих деталей можно рассмотреть то, что называют «столом». Что в нем наиболее важное и на что стоит обращать внимание?
Стабильность важна, демпфирование, функциональные возможности. Классика для «стола» — клееное дерево, или МДФ. Отличные материалы, но точность их обработки не всегда оказывается достаточной, и те же прекрасные японские столы из прошлых лет могут иметь такое слабое место, как деревянные базы под тонармы. От времени базы могут чуть-чуть коробиться, так же влияет сила затяжки винтов. А здесь уже плюс-минус полмиллиметра — это очень много. Или деревянные рамы-опоры как у Linn LP12 или Торенсов. Хорошие на первый взгляд, они весьма капризны, и в хорошо отстроенной системе легко будет заметить влияние колебаний температуры и влажности воздуха на звучание.
О материалах столов я подробно писать не буду, потому что объем получится неприлично большим и потому что, как и в случае с материалом диска, повлиять ни на что тут не получится. И если что-то категорически не устраивает в конструкции, то лучше и вовсе смотреть на другие проигрыватели
А обращать внимание нужно скорее на функционал. Например, если вы планируете покупать стол без тонарма и подбирать тонарм отдельно, то стоит сразу изучить, что же туда можно поставить и как это сделать, какими средствами
Самому ли придется делать базу под тонарм или есть возможность купить/заказать готовую.
Помимо прочего, желательны регулировка по уровню и хорошая виброразвязка. И здесь ситуация двоякая: с одной стороны, при богатстве выбора можно найти проигрыватель сразу хорошо виброразвязаный и регулируемый, с другой стороны, бывают ситуации, когда по всем параметрам проигрыватель сделан отлично, и по звуку нравится, а вот развязки не имеет. Тогда логичнее предусмотреть, например, настенную полку, чем искать другой аппарат.
Качество изготовления стола, как, впрочем, и остальных деталей тоже стоит изучить — обычно по качеству можно судить хотя бы о том, насколько аккуратно все сделано внутри, хотя это — необязательное условие.
Держим баланс музыки и техники
Что же касается обычной каждодневной практики — выбирая любую мелочь, постарайтесь представить, как вы будете ею пользоваться, удобно ли это, как вещь ложится в руку, и нужна ли она вам для дела, а не для того, чтобы положить ее на полочку рядом с проигрывателем. По крайней мере, для тех вещей, от которых нам нужен функционал, это совершенно справедливо. К тем же аксессуарам, от которых нам нужны некие звуковые свойства, и подход другой. В самом лучшем случае хорошо бы хоть немного понимать, как материалы и конструкции могут действовать друг на друга, где какие закономерности существуют. Да, исключений из правил здесь может получиться чуть ли не больше, чем самих правил, но свое собственное, наработанное с опытом понимание и представление — хотя бы какая-то гарантия предсказуемости результатов и защита от лишних трат.
Тонарм из кокоболо
Целиком деревянные тонармы в прошлом явление редкое. Можно вспомнить пару моделей Grace G-704 и G-714 — их истории несколько десятков лет, и на «чистый маркетинг» ее не спишешь. Однако сейчас тонармов с деревянной трубкой выпускается много — разных конструкций из разных пород дерева. Материал получил популярность по нескольким, не во всем правильным причинам. Проще обрабатывать в сравнении с металлами; возникает желание «подкрасить» звук — «полумертвых» виниловых трактов в погоне за чистотой и нейтральностью выпустили немало. Конечно же, есть и хорошо сделанные конструкции, причем я бы не сказал, что к дереву тяготеют только разработчики, склонные к «эзотерике».
Тонарм Grace G-704Тонарм Grace G-714
К примеру, тонармы молодой литовской компании Reed. В линейке всего три модели, а вот редкие породы дерева, из которых будет сделан тонарм, представлены пятью вариантами (эбеновое дерево, венге, кокоболо, пернамбуковое дерево, кордия). Казалось бы, аудиофильская эзотерика. Однако тут начинается совсем другая история — производитель дает точные выкладки, какой будет эффективная масса. И конечно, она зависит от выбранной породы дерева. Также можно выбрать и длину тонарма: 9 или 12 дюймов.
Другими словами, если отвлечься от самого факта использования дерева, то компания делает честные математические расчеты, следственно, качественную механику. У тонармов предельно простая поворотная конструкция, с точными подшипниками. Предлагается отличный набор настроек, причем настроек удобно реализованных. То есть не все упирается в дерево, тонарм следует изучать как цельную конструкцию. Впрочем, Reed вообще довольно интересная компания и к конструкции их проигрывателя я вернусь позже — там есть на что посмотреть.
Тонармы Reed, установленные на “родном” проигрывателе (о котором будет отдельный разговор, немного позже).
Пример другой реализации мы видим у тонарма Scheu Analog Tacco MK II. Казалось бы, компания делает минималистичные и математически выверенные LP-проигрыватели (если можно проигрывателям вообще давать подобные характеристики), а вот тонармы Scheu Analog — совсем другая история. Все три модели в каталоге — классические одноопорники. Старшая модель Tacco MK II — капризный в настройке 9 дюймовый тонарм с толстой деревянной трубкой. Породы дерева могут быть разными (их нельзя выбрать в каталоге, нужно связываться с компанией и уточнять, что будет использовано конкретно в вашей модели). Высокотехнологичным, в современном смысле этого слова, этот тонарм назвать сложно, скорее тут есть некая архаика. Что, впрочем, не мешает тонарму обладать неплохими звуковыми свойствами.
Scheu Analog Tacco MK II
Вообще, помимо «современных» конструкций среди массы деревянных тонармов можно встретить модели, изготовленные по схемам 50-х годов прошлого века. Например, в России такие тонармы разрабатывал и изготавливал Сергей Перов (Normann), подробней читайте в нашем интервью.
Я перечислил далеко не все варианты тонармов из дерева, сейчас этот «растительный материал» используют многие компании. Однако отмечу, что звук, который дает тонарм, конечно будет зависеть от материала, но в большей степени он будет зависеть от того, как выстроена вся конструкция в целом, включая незначительные мелочи.
Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя
Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. Вообще зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой.
Исторически мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора и прочих ненужных артефактов, но технический уровень проигрывателей давным-давно ушел за те пределы, когда это действительно необходимо. Сегодня мат — элемент удобства, чтобы пластинка не проскальзывала по диску или элемент тонкой корректировки звука. Диск проигрывателя может быть легким или тяжелым, он делается из самых разных материалов, но далеко не всегда непосредственное сочетание диска проигрывателя и пластинки — лучший вариант. Например, большинство акриловых дисков при кажущейся их нейтральности все-таки лучше развязывать, а для металлических дисков, за очень редким исключением, это обязательное правило.
01. Толстый кожаный мат Tonar Black Leather Mat — 2200 руб. 02. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat — 10 300 руб. 03. Резиновый Tonar Rubber Mat — 2750 руб. 04. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat — 1300 руб. 05. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red — 2600 руб. 06. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black — 2700 руб. 07. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat — 1850 руб. 08. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat — 2300 руб. 09. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork’n Rubber Mat — 2000 руб.
Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой
Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем.
Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средневерхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средневерхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики
Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа
Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет.
Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка.
Этап 3. Настройка тонарма
Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.
Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете здесь. При распечатке будьте внимательны: проверочная линия должна составлять ровно 180 мм. Значения 60,325 и 117,42 – это фактически необходимое расстояние в миллиметрах от центра шпинделя до ближней и дальней точек установки иглы (крестовина на сетке). По этим значения проводите сверку при распечатке.
Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.
- 1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).
2
Обратите внимание на положение головки относительно сетки. Головка должна стоять строго параллельно
3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).
4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.
В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.
При выставлении тонарма еще одной задачей является определение оптимального уровня его давления (прижимной силы тонарма) на поверхность пластинки. Допустимый диапазон веса всегда указывается либо в инструкции проигрывателя, либо отдельно в паспортных характеристиках головки звукоснимателя. Величина измерения – граммы, которая обычно варьируется в пределах от 1-2,5 грамма. Для установки прижимной силы тонарма необходимо:
- Установите антискейт на отметки 0 (поворотное горизонтальное колесо с делениями у основания тонарма).
- Опустите тонарм и с помощью грузиков отрегулируйте его в положение «свободного полета». Головка звукоснимателя при это должна быть параллельна деке проигрывателя, не поднимаясь вверх и не опускаясь вниз.
- На регулирующем кольце у основания грузиков (вертикальное кольцо) установите значение 0.
- Поставьте тонарм на держатель.
- На регулирующем кольце, поворачивая его по часовой стрелке, установите значение, соответствующее паспортным характеристикам звукоснимателя.
Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.
В соответствии с установленной прижимной силой необходимо установить и величину антискейтинга. Антийскейтинг – это специальная система противовеса, которая позволяет предупредить произвольное перемещение звукоснимателя под действием центробежной силы.
По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.
Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.
Конверт конверту рознь
Эта тема немного выбивается из общего контекста, но я решил включить ее вот почему — во-первых, от того, как хранится пластинка, будет зависеть количество пыли и статики на ней, кроме того, повреждений может быть больше или меньше. А во-вторых, за конвертами обычно идут или в тот же магазин, куда за всем прочим.
01. Конверты Goldring Extatic Record Sleeves — 2600 руб за 25 штук. 02. Конверты из бумаги со вставкой из пленки. Цена может сильно различаться, удобство же зависит от материалов и исполнения. 03. Пакеты из пленки Nagaoka Anti-static record sleeves No102 — 1650 руб за 50 штук. На мой взгляд, тонковаты, мнутся часто. 04. Mobile Fidelity Original Master Record Sleeves — 1800 руб за 50 штук. По моему опыту — наиболее удобные конверты.
Внешние конверты я не буду рассматривать, они просто должны быть качественными, хорошо садиться, а с клапаном и заклейкой или без, решайте по вкусу и по ситуации. Внутренние же конверты — тема более сложная. Казалось бы, чего там, но нет. Конверт должен быть и надежным, и удобным, и легко убираться и извлекаться, и антистатическими свойствами обладать. Выбор обычно есть — и просто бумажные конверты, совершенно бесполезные по всем свойствам, однако почему-то продающиеся, и всевозможная пленка, и их сочетания. Пленка удобна только тогда, когда она не совсем тонкая и не сминается от любой манипуляции. Самые удобные конверты — сочетание пленки и армирующей ее бумаги. Казалось бы, мелочь, но все как раз и состоит из мелочей, и мелочей важных.
Технические характеристики
Проигрыватель Scheu Analog Cello Classic Line Timbre
Привод: мононить
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин, с возможностью регулировки
Мотор: постоянного тока
Тонарм Scheu Analog Classic 10
Тип подвеса: одноопорный
Шелл: несъемный
Эффективная длина: 235 мм
Эффективная масса: 11 г
Антискейтинг: грузик и блок
Выходной разъем: несъемный кабель с RC-разъемами
Головка звукоснимателя Goldring Legaсy
Тип: МС
Частотный диапазон: 20—22 000 Гц
Разделение каналов: > 25 дБ/1 кГц
Выходное напряжение: 0,25 мВ
Импеданс: 100 Ом
Прижимная сила: 1,75 г
Динамическая податливость: 16×10-6 см/дин
Профиль иглы: эллипс
Материал корпуса: магниевый сплав
Вес: 8 г
Как дела обстоят с роликовыми проигрывателями?
Живут они в своей нише, и здесь можно встретить как культовые аппараты из прошлого, так и современные высококлассные кастомы на их основе, и даже некоторое количество новодельных аппаратов. Специфика роликов, да и сочетаний ролик-пассик в том, что все они так или иначе «красят» звук. Этот эффект может быть выражен сильно или нет, но присутствует он всегда. Это может быть очень благородная, эффектная, «вкусная» окраска, но вот чтобы ее не было — не получится. Такова уж особенность конструкции, пусть даже проигрыватель оснащен выдающимся подшипником, массивным диском и пребывает в идеальнейшем состоянии. Я совершенно ничего не имею против роликовых аппаратов, понимаю, чем они могут не просто нравиться, а прямо-таки завораживать, но я категорически против того, чтобы их считать эталоном точного и неокрашенного звука.
Привод современного проигрывателя Reed Muse C3. Конструкция двухмоторная, привод может использовать или два ролика, или плоский пассик (источник)
Со скоростью тоже не все так просто. Одна часть старых роликовых проигрывателей не имеет регулировки скорости, у другой части она есть, но весьма примитивная. И все это вместе может требовать не только обычной настройки, но и подстройки в процессе — разогрелись подшипник и смазка в нем, разогрелся сам эластичный ролик (и это в том случае, если ролик в идеальном состоянии), и пожалуйста — все это влияет на скорость, которая может плавать в зависимости от времени работы. Впрочем, если взять примеры позднего шеллака и самого раннего винила, то на этих пластинках отклонения скорости за счет технологических процессов сами по себе куда как заметнее, чем отклонения скорости проигрывателя. Да и флуктуации эти очень плавные, не то что постоянное «дрожание», как у плохо работающего пассика.
Если рассмотреть ролик в современном исполнении, снабдить его хорошим блоком регулировки частоты (моторы у старых роликовых проигрывателей обычно переменного тока), или вовсе взять современный мотор с современной схемой? Будет интересно. Но также и со старыми аппаратами может выйти не хуже — на деле найдется, за что покритиковать, например, EMT 930, но до сих пор этот аппарат остается в списке культовых и стоит подороже многих. Как и Thorens 124, (который как раз не совсем ролик, а гибрид роликовой и пассиковой схем), как и многие другие. Немного отдельно находятся культовые Gates, Commonwealth и им подобные модели. Так что списывать со счетов ролик совсем не стоит, просто нужно понимать, что же это такое и что с ним делать.
В масштабе, относительно литой станины, можно понять, какими габаритами обладали моторы профессиональных роликовых проигрывателей. И это еще не самый крупный вариант (источник)
Новая жизнь старых верстовых столбов
Проигрыватель Anna Log от британской компании Nottingham Analogue знаком нашим аудиофилам. У него очень тяжелый многослойный диск крутит маломощный мотор с помощью толстого круглого пассика (при включении диск необходимо раскручивать рукой). Основная часть стола этого проигрывателя сделана из дерева. И не просто какого-то там дерева, а дерева древнего, выдержанного то ли 100, то ли 200 лет — подробности истории, услышанной от разработчика, я слегка запамятовал, но, кажется, на детали стола шли старинные английские верстовые столбы. Отсюда и пятизначный ценник проигрывателя и лимитированный тираж — Англия страна небольшая, старых верстовых столбов на всех, видимо, не хватает. Откуда родилась такая странная идея, из первых уст я уже не узнаю — Тома Флетчера, основателя и идеолога Nottingham Analogue, давно нет в живых. Поэтому остается рассматривать этот аппарат как нечто загадочное.
Nottingham Analogue Anna Log
Кстати, по звуку проигрыватель легко узнаваем, и если грамотно подобрать к нему остальные компоненты, результат получится очень и очень хорошим. Конечно, если цена стола без тонарма (а это около 9500 фунтов) вам не покажется чрезмерной.
Резюме
Очень сильный проигрыватель, пусть и весьма капризный и требовательный к настройкам. В сочетании со столом, который явно хорош даже в сравнении с моделями заметно дороже, меня удивил тонарм. Да, я с ним был знаком раньше и сталкивался не раз, но вот такого результата не ожидал, особенно учитывая некоторую свою нелюбовь к одноопорникам как таковым и не забывая о скромной по High-End-меркам цене тонарма. Предположу, что этот стол вполне заслуживает и намного более серьезных тонармов, которые смогут вполне раскрыться в этом сочетании. В целом сборка тракта на основе стола Scheu Analog Timbre — задача не для новичка, впрочем, так можно сказать о большинстве проигрывателей Scheu Analog, кроме младших моделей. Но потратив силы и время, вы можете получить очень достойный результат.
Scheu Analog Cello Classic Line Timbre, вид сбоку
Музыкальный материал
1. Aurex Jazz Festival ’82 — The Woody Herman Big Band — Toshiba EMI / Aurex EWJ-80236 / Stereo
2. Carl Orff — Carmina Burana – Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum — Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo
3. Dead Can Dance — Into The Labyrinth — Mobile Fidelity MOFI 2-001 / Stereo
4. Harold Budd, Brian Eno — Ambient 2 The Plateaux Of Mirror – EG / Polydor MFP 1321 / Stereo
5. Haydn — Die Schopfung — R.Weiner, P.Schreier, T.Adam, Runfunkchor und Rundfunk-Sinfonie-Orchester Berlin – Eterna 826 746-747 / Stereo
6. Queen — A Kinf Of Magic / EMI EMS-91168 / Stereo
7. Richard Hawley — Standing at the Sky’s Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo
Керамика в домашних условиях
Пожалуй, самые известные проигрыватели, где вы встретите керамику, — Rega. Раньше это были модели P7 и P9, а сегодня и флагманский RP10. Однако британские инженеры были не первыми, кто решил, что керамический основной диск — это хорошо. Еще в 80-х годах ведущий японский производитель промышленной керамики Kyocera (в те годы компания имела и побочное аудиоподразделение) в соавторстве с инженерами в Micro-Seiki создали проигрыватель Kyocera PL-910 с керамическим диском.
Проигрыватель виниловых пластинок Rega RP10
Другая японская компании C.E.C. пошла дальше и создала вертушку C.E.C. FR-XL1, в конструкции которой керамика заняла еще больше места — керамический композит использовался для изготовления деталей баз для тонармов, стола и диска. Но этих проигрывателей выпустили совсем немного (в том числе и по причине специфики использования керамики), встретить живой и не поврежденный аппарат — большая удача.
Проигрыватель виниловых пластинок Kyocera PL-910
В наше время керамика часто встречается в подшипниках современных проигрывателей. Из нее делают не только вставки в стакан или опорные шарики, но даже опорные шкивы подшипников, сочетая их с магнитной поддержкой диска, например, так устроены некоторые модели Clearaudio.
Проигрыватель виниловых пластинок C.E.C. FR-XL1
В конструкции тонармов керамику практически не встретишь, разве только Pioneer одно время делал тонарм с керамической трубкой. Но некоторые тонармы комплектовались керамическими шеллами, например, хорошо известны и пользуются завидным спросом (несмотря на возраст в несколько десятилетий) шеллы SAEC ULS-3X или Victor PH-L1000. По конструкции они схожи, только цвет керамики и нюансы различаются.
Шелл SAEC ULS-3X в разборе
Среди аксессуаров можно вспомнить керамические клемпы. Их делали разные производители, но, к примеру, модель Entre CS-4501 живет в моей системе и не торопится уступать кому-нибудь заслуженное место, и совсем не просто так. Из того, что выпускается и сейчас, можно упомянуть клемп производства английской Solid Spikes — он также изготавливается из керамики.
Керамические маты когда-то были популярны, но потом эта тенденция пошла на спад. Их делали Kenwoos (модель TS-10) и Audio-Technica (мат AT600).
В конструкциях головок звукоснимателей также не обошлось без керамики — именно из нее изготовлены корпуса некоторых картриджей семейства Denon DL-103. Увы, модели уже не выпускаются, хотя их еще можно найти на вторичном рынке и изредка даже в неиспользованном состоянии.
Тот факт, что керамика была редким материалом, а стала еще более редким, объясняется весьма просто. Как дерево ее не обработаешь — дорого и сложно. Если заказывать у Kyocera (компания живет и здравствует), цена получится существенной, потому что большие тиражи сегодня никто изготавливать не будет, а при объеме в десятки штук, сами понимаете, цена становится невменяемой для рынка.
Сама по себе керамика — материал очень интересный. Изначально она дает честный и неокрашенный звук. Но и с ней можно «переборщить», тогда картинка получится не столь радостной. Казалось бы, даже такая простая штука, как керамическим мат, и то подходит далеко не всем проигрывателям.
Резюме
Аккуратно сделанный проигрыватель классической конструкции. Простой в настройке и и использовании, удобный. Традиционный дизайн, хорошие для своего класса материалы и исполнение, лучше, чем можно было ожидать изначально
Разработчики обратили внимание даже на то, что никакой излишней подсветки и индикации не нужно. За исключением встроенного корректора, аппараты схожего класса и похожие по реализации ранее мне встречались в бюджетном сегменте повсеместно
Хотя, например, тонарм у TEAC TN-300 сделан получше и поточнее, чем у бюджетных предшественников некоторых производителей.
Звучание пусть и немного упрощенное, но достаточно честное, без окраски. В сочетании с подходящим по уровню трактом проигрыватель можно использовать для прослушивания любых жанров (пожалуй, только кроме сложной симфонической и хоровой музыки) и для воспроизведения пластинок самой разной степени изношенности.
TEAC TN-300, вид сзади. Выходные RCA разъемы, выключатель встроенного фонокорректора, цифровой USB выход АЦП, разъем внешнего блока питания и выключатель