Кластеризация
Лучшие гелевые аккумуляторы
Многих автолюбителей, проживающих в крайних северных широтах, интересует вопрос о том, какую марку аккумулятора установить в автомобиль при критических минусовых температурах? Лучше всего в таком случае устанавливать АКБ, изготовленные по технологии GEL, вне зависимости от производителя.
OPTIMA
Наиболее популярные гелиевые аккумуляторы, работающие практически в любых погодных условиях и температурах, выпускаются под торговой маркой OPTIMA компанией Johnson Controls на территории США. Автолюбители пользуются различными батареями данной торговой марки. При выборе необходимо учитывать, что данные аккумуляторы делятся на три типа:
- С красной крышкой (Red top). Они являются собственно стартерными, то есть, основными для автомобиля.
- С желтой крышкой (Yellow top). Силовые (тяговые) аккумуляторы. Предназначены для машин с большим количеством дополнительного электрооборудования (лебедки, много дополнительных фар, мощная аудиосистема). Подобные батареи можно использовать как стартерные, или же как дополнительные.
- С синей крышкой (Blue top). Аккумуляторы предназначены для использования на водном транспорте.
Изначально гелевые аккумуляторы «Оптима» были разработаны для автомобильной техники армии США, и в свободной продаже не встречались.
В качестве примера (на основании отзывов) разберем популярную модель OPTIMA YELLOWTOP YT 4.2L. Его емкость составляет 55 А·ч. Хотя нередко можно встретить мнение, что у данных аккумуляторов можно даже незначительно занижать емкость. Однако лучше все же придерживаться рекомендаций автопроизводителя. Пусковой ток — 765 Ампер. Размер корпуса — 244 мм × 172 мм × 200 мм. Есть аккумуляторы с прямой и обратной полярностью, подходящей для азиатских машин.
Этот аккумулятор, как и другие модели из «желтой» линейки, обладает выдающимися эксплуатационными характеристиками. Судя по отзывам автолюбителей, проживающих в условиях крайнего севера, с помощью данной аккумуляторной батареи можно без проблем запустить двигатель даже при значительных морозах (однако при этом необходимо учитывать, что желательно использовать и соответствующие по температурным характеристикам масла). Допускается многократная разрядка аккумулятора, ему они не страшны (конечно, в разумных пределах). Соответственно, гелевый аккумулятор OPTIMA YELLOWTOP YT 4.2L будет отличным решением для автолюбителей, которые используют свои машины в экстремальных погодных условиях. Цена указанного аккумулятора по состоянию на начало 2019 года составляет порядка 12 тысяч рублей.
Недостатков у автомобильных аккумуляторов Optima всего два. Во-первых, батареи боятся перезарядки, поэтому их нужно заряжать либо просто от автомобильного генератора, либо с помощью качественного внешнего зарядного устройства с возможностью корректировки и контроля зарядного тока, диапазон заряжаемого напряжения — 13,8…15 Вольт, не более! А во-вторых — очень высокая цена. Использование таких батарей имеет смысл лишь в машинах, использующихся в экстремальных условиях.
Автомобильный аккумулятор EXIDE 6СТ-80 АзЕ ES900 EQUIPMENT GEL
Модель аккумулятора EXIDE 6СТ-80 АзЕ ES900 EQUIPMENT GEL позиционируется как силовая (тяговая). Она может быть также использована как стартовая на мощном двигателе внедорожника, грузовика и так далее. Ее характеристики:
- емкость — 80 А·ч;
- страна-производитель — Польша;
- корпус — европейский;
- пусковой ток — 540 Ампер;
- клеммы — стандартные;
- размеры (ширина/длина/высота) — 175 мм × 350 мм × 190 мм.
Типы аккумуляторных батарей
Прежде чем перейти непосредственно к обзору конкретных моделей АКБ, вкратце остановиться на вопросе разделения на типы. Ведь от этого зависят их эксплуатационных характеристики и цены. А сравнивать аккумуляторы разных типов не имеет смысла. Поэтому рейтинг разбит на несколько частей в соответствии с представленными ниже типами.
Итак, современные аккумуляторы для автомобилей бывают следующих типов:
Свинцово-кислотные. Часто их называют сурьмянистыми, поскольку к свинцу (который является основным материалом для изготовления пластин) добавляется 5…7% сурьмы (есть еще их подтип — малосурьмянистые, где количество сурьмы составляет 2…4%). Они считаются классическими, и являются обслуживаемыми. То есть, такими, в которые можно доливать электролит. Из преимуществ батарей такого типа является их невысокая цена и то, что они не боятся перезарядки. К недостаткам стоит отнести то, что они могут потерять до половины своей емкости буквально за считанные месяцы эксплуатации. Для исправления такой ситуации нужно выполнять для них десульфатацию. Однако несмотря на все это, свинцово-кислотные аккумуляторы достаточно популярны среди отечественных автолюбителей, особенно у обладателей недорогих машин. При правильной эксплуатации и должном уходе такие аккумуляторы могут прослужить 3…5 лет и даже более.
- Кальциевые. У кальциевых аккумуляторов вместо добавляемой к свинцу сурьмы добавляют кальций. Они имеют обозначение Ca-Ca или Ca/Ca. Это означает, что и положительные и отрицательные пластины аккумулятора содержат кальций. Введение этого металла позволяет свести на нет испарение воды в электролите, из-за чего его уровень поддерживается постоянным. Некоторые производители кроме кальция добавляют незначительное количество серебра, что позволяет еще увеличить емкость и пусковые токи АКБ. Уровень саморазряда у них на 60…80% ниже, чем у сурьмянистых. Недостатков у кальциевых батарей два. Первый — высокая цена с учетом небольших преимуществ перед сурьмянистыми. Второй — они очень чувствительны к глубоким разрядам, и буквально 3-4 таких разряда могут полностью вывести их из строя.
- Гибридные. Гибридные аккумуляторные батареи являются промежуточными между кальциевыми и сурьмянистыми. То есть, у них одна половина пластин сделана с использованием кальция, а вторая половина — с использованием сурьмы. Они имеют обозначение Ca+, Sb/Ca или Hybrid battery. Свойства у них также промежуточные. То есть, у них больший саморазряд, однако они не так чувствительны к глубоким разрядам. Выгода покупки такого аккумулятора заключается в относительно низкой цене в сочетании с неплохими эксплуатационными характеристиками.
- Аккумуляторы AGM. В настоящее время они повсеместно распространяются и вытесняют свинцово-кислотные батареи. Английская аббревиатура расшифровывается как Absorbent Glass Mat, и в переводе означает абсорбированное стеклянное волокно. Особенностью таких АКБ является то, что электролит у них абсорбированный, то есть, он не растекается. Это дает несколько преимуществ. Во-первых, уровень электролита в нем не падает, во-вторых, такие АКБ имеют низкое внутреннее электрическое сопротивление, в-третьих, батарея может работать в любом положении (наклоненном, перевернутом), в-четвертых, аккумуляторам АГМ не страшны так называемые «глубокие» разряды, в-пятых, их можно использовать в машинах с повышенным энергопотреблением, и в машинах, которые постоянно работают в режиме «пуск-стоп», в том числе, в холодную погоду. Таким образом, это отличный вариант хорошего аккумулятора для зимы.
- Гелевые. Имеют английское обозначение GEL. Многие автолюбители путают их с описанными выше AGM. Однако в их конструкции есть разница. Между пластинами таких АКБ заливается силикагель, который застывает, и имеет много пор внутри, в которых имеется электролит. У них не осыпаются пластины, они не «коротят», имеют большой срок службы (до 7 и более лет). Также гелевые аккумуляторы устойчивы к глубоким разрядам, даже многократным. Недостатков у гелевых аккумуляторных батарей два. Первый — высокая цена. Второй — они боятся перезарядки. Зачастую такие АКБ используют лишь как дополнительный источник питания.
Теперь. зная такие особенности батарей, во имеете возможность более точно определить из какой категории лучше выбрать АКБ для своих нужд. Далее перейдем к обсуждению лучших автомобильных аккумуляторов в соответствии с приведенным выше списком.
Необслуживаемая технология
Как следует из названия, данный аккумулятор не требует постороннего вмешательства. Конструкция устройства полностью герметична и вмешаться в его работу не получится — сверху отсутствуют пробки, выкрутив которые можно было бы заглянуть внутрь. При этом наполнение батарей не отличается: в коробе также расположены 6 банок, заполненных электрохимической жидкостью и свинцовыми пластинами. Закрытая система имеет немало преимуществ, например, содержимое не испаряется, а пластины всегда находятся в составе и не высыхают. Кроме того, плотность остается на нужном уровне.
Для начинающего автовладельца необслуживаемый аккумулятор подходит идеально, ведь он не требует постоянного контроля, держит установленную емкость и является более безопасным для человека из-за отсутствия отверстий для выброса горячего пара.
Впрочем, часть из перечисленных проблем решаема, если выбирать модель с прозрачным корпусом и индикацией некоторых параметров. Единственное, о чем стоит помнить — это неустойчивость батареи к перезаряду и полной разрядке. Несколько подобных упущений приведут к поломке элемента, и даже клапан аварийного сброса давления едва ли поможет, ведь часть жидкости, вырвавшаяся наружу, впоследствии не восполнится.
Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Как видно на рисунке, необслуживаемая аккумуляторная батарея имеет такое же строение, как и обслуживаемая — пластины и кислотный раствор (электролит). Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля таково:
- отрицательно и положительно заряженные решётчатые пластины из свинца;
- банки — раздельные ёмкости, в которых установлены пластины;
- электролит — кислотный раствор;
- корпус, на котором обязательно присутствуют клеммы и опционально есть индикаторы или пробки.
Внимание! В гелевых источниках питания, о которых мы скажем в другом разделе, допускается наличие спиралевидных электродов вместо привычных пластин.
Решётчатая структура пластин пропитывается электролитом и гарантирует качественную химическую реакцию. Чтобы разнозаряженные электроды не соприкасались, они разделены сепаратором. Он не мешает движению кислотного раствора, но предотвращает замыкание.
Корпус АКБ изготавливается из прочного материала, так как основная его функция — обеспечение целостности конструкции. Он характеризуется устойчивостью к внешним и химическим воздействиям.
Пробки на аккумуляторах говорят об их обслуживаемости — при необходимости вы можете их выкрутить и провести профилактику источника питания, долить воду, определить уровень электролита и пр. Отличие необслуживаемых АКБ в отсутствии пробок на корпусе.
ЗАО «АКОМ»
В конце 1990-х компания «Аком» начала сотрудничество с производителем «Варта». Они в числе первых в России выпустили кальциевые аккумуляторы для легковых автомобилей. Эта технология позволила сделать АКБ более безвредными для здоровья человека. Прокатка электродов помогла добиться уменьшения коррозии и продления срока службы аккумуляторной батареи.
Производитель заявляет о повышенном пусковом токе. Действительно, автомобильный аккумулятор «Реактор» ёмкостью 100А/ч имеет этот показатель в 1000А.
А также привлекательно отключение батареи при её заряде на 95%, что позволяет избежать перегрева. Состав кальциевых АКБ не даёт возможности электролиту выкипать при нагрузке в 16 вольт, поэтому компания может себе позволить выпуск необслуживаемых источников питания.
Ассортимент продукции:
- Аком — от 2800 до 4100 рублей;
- Браво — от 2500 до 3900р.;
- Реактор — от 3,5 до 5,5 тысяч рублей
- Ультиматум — от 8 до 10 тыс.рублей.
Для последней линейки производитель отечественных аккумуляторов заявляет улучшенное восприятие тока и адаптацию продукции для автомобилей с системой Старт-Стоп.
«Аккумуляторные технологии»
Компания выпускает аккумуляторы для авто с 1999 года на базе Свирского АЗ. Давайте познакомимся с предложениями этого производителя для легковых автомобилей.
- SLI-Ultra (Зверь) — отличается показаниями тока холодной прокрутки от 530 до 950А и бесперебойной работой при температуре до −50 градусов. Гибридная и кремниевая технологии дают возможность использовать обогрев сидений, мощную звуковую аппаратуру вместе со штатными энергопотребителями без ущерба для источника питания и генераторной системы. Модель «Зверь Азия» была создана специально для установки на автомобили азиатского производства и соответствует требованиям Японских стандартов. Стоимость аккумуляторной батареи Зверь — от 4500 тысяч в зависимости от характеристик.
- SLI-Premium (DUO Extra, R-Line) — предназначена для автомобилей класса D, E, F. Электроды отличаются повышенной стойкостью к ржавчине, а специальные добавки продлевают срок службы активной массы. Пусковой ток — от 530 до 800А. Приобрести автомобильный аккумулятор этого модельного ряда можно от 4 тысяч рублей.
- SLI-Pro (Актех, SOLO) — обе батареи выпускаются в стандартном варианте, с заниженным корпусом (175 мм) и для азиатских автомобилей. Корпусы устойчивы к низким температурам и ударам. Пользователи отмечают, что этот автомобильный аккумулятор обеспечивает отличный запуск машины при температуре −30 градусов (пусковые токи до 750 и 850А). Батарея Актех показала отличные результаты автономной работы — 124 минуты. Купить эти модели можно от 3 тысяч рублей в зависимости от технических характеристик.
- SLI-Eco (Орион, VSA, Пульс, Актив и др.) — 6 моделей этого ряда подойдут для установки на любой современный автомобиль (пусковой ток до 850А)
В отзывах отмечают, что батареи отечественного производителя «Аккумуляторные технологии» лучше многих зарубежных аналогов выдержали испытание глубоким разрядом, а значит, вы сможете зарядить батарею после полной потери ёмкости и продолжить эксплуатацию изделия.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:
- продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
- большое количество циклов зарядов-разрядов;
- до 400 полных разрядов;
- нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
- небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
- прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
- высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
- не требуют обслуживания;
- отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.
Вместе с тем стоит сказать и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных с помощью gel-технологий:
- При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
- Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
- Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
- Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.
Короткие обзоры видов батарей от разных производителей
Современный рынок аккумуляторной продукции предлагает широкий выбор различных источников питания. Среди них можно найти знакомые свинцово-кислотные и новинки — гелевые и AGM. Давайте подробнее рассмотрим разные виды аккумуляторных батарей.
Тяговые АКБ российского производства
Тяговые аккумуляторы российского производства рассчитаны на продолжительную отдачу тока и характеризуются низкими пусковыми токами. Их используют на спецтехнике, лодочном транспорте, электромобилях и гибридах. Этот вид АКБ выпускается Тюменским, Курским и Великолукским заводами.
- ТАЗ предлагает покупателю аккумуляторы ёмкостью от 200 до 1200А/ч с номинальным напряжением 80В.
- Батареи Курского АЗ имеют зарядку от 210 до 1000А/ч.
- Тяговые АКБ Великолукского АЗ отличаются четырёхлетним ресурсом работы. Они могут эксплуатироваться при температуре от −20 до +45 градусов. Выпускаются ёмкостью от 55 до 145А/ч.
В связи со спецификой использования этого вида аккумуляторов они редко есть в наличии. Поэтому стоимость тяговых батарей лучше узнавать у продавца или производителя.
Российские гелевые аккумуляторы
Аккумуляторы гелевые наполнены не жидким электролитом, а гелем, основанным на двуокиси кремния. Гелевая структура позволяет избежать замыкания между пластинами и замедляет процесс разрушения элементов.
В России эти автомобильные батареи для машин практически не производят (Тангстоун, АКБ TS). Зарубежная продукция стоит от 18 000 рублей.
Обзор российских AGM аккмулуляторов
AGM аккумуляторы характеризуются расположением электролита в «губках» из стекловолокна, которые кладут между пластинами. Использование чистого свинца для изготовления пластин позволяет обеспечивать высокие токи АКБ, что влияет на ускорение заряда аккумулятора. Производство автомобильных батарей этого типа в России осуществляет НПП «Источник». Они предлагают АКБ 12В ёмкостью от 50 до 200А/ч. Средняя цена — 13 000 рублей.
Срок службы необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Одним из параметров выбора батареи является продолжительность её использования. Сколько служит аккумулятор автомобиля необслуживаемого типа? Гарантированная эксплуатация этого вида батареи — 5—6 лет. Грамотное пользование необслуживаемого автомобильного аккумулятора подразумевает под собой следующее:
- отсутствие недозаряда и перезаряда;
- напряжение при восстановлении ёмкости с помощью устройства — не более 14,5 вольт.
Стоит учитывать, что на продолжительность срока эксплуатации батареи влияют и другие факторы:
- температурные условия;
- исправное состояние электросистемы машины;
- утечка тока;
- тип езды.
Многие тесты и проверки показали, что аккумулятор от известных производителей отличается более продолжительным сроком пользования, чем ноунеймы. Это связано с технологическими процессами изготовления.
Обслуживание гибридного аккумулятора
Несмотря на сравнительно высокую стоимость, гибридные АКБ становятся всё более популярными. Связано это с тем, что обслуживание этих батарей довольно простое.
Особого внимания гибридные источники питания требуют жарким летом — в это время выкипание воды из электролита максимально. Чтобы не испортить аккумулятор, следует периодически проверять количество раствора и его плотность. На большинстве АКБ есть отметки, на уровне которых должен находиться электролит. Некоторые батареи оснащены индикатором. Если уровень кислоты упал, следует долить дистиллированной воды. Гибрид необходимо очистить, если на пластинах появился белый налёт — сульфат свинца.
Десульфация гибридного аккумулятора
Процесс появления сульфатов свинца на пластинах естественен для всех аккумуляторов — ведь электролит вступает в химическую реакцию со свинцовыми элементами. Однако неправильная кислотность состава может ускорить разрушение пластин. Поэтому рекомендуется осуществлять десульфацию — очистку от сульфатов свинца.
Как правильно выполнить эту процедуру? Восстановление пластин АКБ осуществляется несколькими способами:
- цикл коротких и слабых зарядов-разрядов;
- с помощью химического раствора, заливаемого в банки;
- разобрать аккумулятор и почистить вручную.
Важно! Последний метод описан в интернете, но без необходимых навыков он может привести к полной порче АКБ!
Десульфация требует использования специального зарядного устройства. Оно чередует подачу напряжения и разряд. В процессе работы на дисплее зарядника будет отображаться информация о количестве восстановленной ёмкости.
Если у вас нет специального оборудования, можно использовать обычное зарядное, но с возможностью установки ампер и вольт. Как правильно заряжать и разряжать?
- Проверьте уровень электролита. При низких показателях долейте дистиллированной воды.
- Выставьте напряжение на оборудовании ~14,2 вольта и ток до 1 ампера.
- Подсоедините клеммы зарядника к аккумулятору.
- Оставьте на ночь. Напряжение АКБ должно вырасти до 10 вольт.
- Оставляем на сутки без зарядки.
- Далее увеличиваем ток до 2—2,5 ампер и заряжаем ещё 8 часов. Наблюдаем увеличение плотности до 1,12г/см3 и напряжения до 12,8 вольт.
- Для запуска десульфации необходим ощутимый разряд, например, лампа дальнего света. Оставьте на 6—8 часов, показатель напряжения должен упасть до 9 вольт.
- Повторяем цикл — заряжаем малым током, оставляем на ночь без зарядки, заряжаем увеличенным током, разряжаем.
Десульфацию следует считать успешно завершённой после того, как значение плотности электролита станет равняться 1,27 г/см3. Весь процесс может занять до двух недель, но он поможет восстановить работоспособность гибридного аккумулятора.
Обслуживаемая батарея
В первую очередь стоит отметить, что рассматриваемые виды аккумуляторов в значительной степени различаются. Таким образом, у устройств можно выделить определенные плюсы и минусы, способные сильно повлиять на решение об установке АКБ.
Главное преимущество обслуживаемой технологии для опытных автовладельцев состоит в полной подконтрольности элемента. Конструкция аккумулятора позволяет получить доступ к его «внутренностям», что в определенных ситуациях бывает полезным, например, становится возможной проверка уровня, плотности и состояния электролитов. Кроме того, пользователь способен самостоятельно осмотреть свинцовые пластины, отследить начало процесса сульфатации и степень заряда батареи по кипению.
Подобная открытость элемента представляет определенный интерес для экспериментаторов, ведь на такой модели довольно просто изучить принцип работы АКБ, поиграться с плотностью, уровнем жидкости и другими параметрами. Однако для новичков необходимость постоянного контроля может быть затруднительной, и это не единственный недостаток. Люди, не знакомые с устройством батареи, столкнутся со следующими проблемами:
- Выкипание электрохимического состава. Данная модель аккумулятора негерметична, поэтому избежать нарушений в его работе сложно. В результате понижения уровня электролитов происходит уменьшение емкости элемента, т. е. его мощности не хватит для запуска двигателя автомобиля.
- Повышение плотности кислоты. Этот фактор ведет к разрушению свинцовых пластин и сокращению срока службы оборудования.
- Ускоренный процесс сульфатации на открытых участках аккумулятора.
- Образование на клеммах налета, провоцирующего замыкания.
Несмотря на довольно серьезные недостатки, служить подобный элемент может долго, но только при непосредственном участии владельца. Ему придется время от времени проверять все параметры АКБ и при необходимости поднимать их до нормальной отметки
Однако если автомобилист не готов уделять внимание этой детали машины, то устанавливать такую батарею глупо, поскольку срок беспроблемной эксплуатации составит всего 2-3 года
Как правильно заряжать гибридный аккумулятор
Гибридная аккумуляторная батарея не нуждается в цикличных зарядах, как кальциевая. Однако стоит знать, как правильно зарядить её, и учесть некоторые особенности:
- Для быстрой зарядки можно брать максимальный ток равный 1/10 ёмкости. Но постоянно таким образом заряжать не рекомендовано.
- Если время не поджимает, следует установить ток в 2 ампера с напряжением до 14,2 вольт.
Зарядка гибридной батареи вторым способом существенно продлит срок беспроблемной эксплуатации.
Напряжение и сила тока заряда гибридного аккумулятора
Показателем заряженности гибрид-АКБ является напряжение 14,2 вольта и падение тока до 0,5 ампер. А также можно ориентироваться на появление маленьких пузырьков.
Внимание! Большие токи губительны для гибридных батарей.
Гибридные АКБ: достоинства и недостатки
Этот вид аккумуляторов стал синтезом двух технологий — малосурьмянистой и кальциевой. Стоит отметить достоинства и недостатки источников питания типа Calcium Plus.
Плюсы гибридных аккумуляторов
- малое выкипание воды;
- минимальный саморазряд;
- устойчивые пусковые токи отличаются высокими показателями;
- устойчивость к глубоким разрядам.
Данные преимущества стали возможны благодаря развитию технологий изготовления пластин. Кальциевые элементы меньше подвергаются коррозии и сохраняют заряд АКБ. Минимизировано разложение воды и снижение уровня электролита.
Недостатки гибридных АКБ
- высокая стоимость гибридных АКБ;
- даже минимальная обслуживаемость аккумулятора требует определённых знаний и навыков.
Заключение
Сравнивая обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы, можно сказать, что стоит выбирать вторые, поскольку сейчас очень немногие автомобилисты действительно способны контролировать состояние батареи. Покупка устройства, работающего без вмешательства человека, более выгодна: оно позволит сократить время, затрачиваемое на уход за машиной, и полностью оправдает расходы долгим сроком эксплуатации.
Обслуживать АКБ — задача не самая хлопотная, но в современном мире каждая минута на счету, поэтому чем меньше техника требует внимания от владельца, тем лучше она выглядит в его глазах. Однако стоит подготовиться к тому, что придется хорошо подумать перед выбором батареи или отдать предпочтение брендовой модели. В противном случае можно легко наткнуться на мошенников, продающих некачественное оборудование, способное сломаться уже через пару лет.