Мнение о черном экране для проектора?
Смещение цветов
Читая статью, вы поняли, что углы обзора и усиление экранных полотен — реально существующие параметры, с которыми надо считаться. Но вот цвет… стоит ли вообще затрагивать эту тему? Белое матовое полотно или полотно, концентрирующее отраженный свет, в отличие от зеленой или синей стены, очевидно должны отражать тот же спектр, что и поступил на полотно? Нет, не очевидно. Эталонно белой является только специальная магниевая пластина, по которой, кстати, калибруют спектрорадиометры и определяют характеристики экранных полотен. Любое белое полотно только кажется белым на первый взгляд.
Все одиннадцать экранов в смысле цветопередачи имеют определенные вкусовые пристрастия. Одни действительно соблюдают «нейтралитет», стараясь отражать то, что пришло, другие предпочитают несколько «охлаждать» белый, делая его «арктически» чистым. Речь идет о «персональной цветовой температуре» конкретного полотна. Объективно спектральные характеристики полотен следует измерять в референсных условиях точной аппаратурой по методикам из стандартов. В нашем случае наложение эффекта засветки (и ее спектра), плюс свойства конкретного проектора, перекрывают влияние собственно полотна отраженный спектр.
Например, в спектре дневной засветки от окон заметно больше «синей» составляющей, чем в спектре вечерней засветки от ламп. Свои «специи» в спектр добавляет переотраженная засветка от цветного интерьера. Чтобы избежать колориметрической анархии рекомендуем вам откалибровать конкретный проектор в паре с вашим экраном и в конкретных условиях. А инструментами, разумеется, должны быть не пара глаз друга-эксперта, а профессиональный спектрорадиометр, сертифицированный генератор тестовых сигналов и качественная программа типа Spectracal CalMAN.
Если вы придаете существенное значение всей группе параметров экрана, включая спектральные, стоит обратить внимание на мировых лидеров, например, Stewart Filmscreen. Это одна из немногих компаний, декларирующая сложные спецификации и гарантирующая их соответствие стандартам, в то время как большинство конкурентов «тонкие» спецификации просто не заявляет
По завершении экспериментов можно было констатировать, что ни один из экранов группы не доминировал явно над другим по сумме ключевых параметров — контрастности, уровню черного, углам обзора и текстурным артефактам. Явных и разительно отличающихся лидеров и аутсайдеров не выявлено — по комплексному критерию. Однако по отдельным параметрам различия существенны. Если оценивать вес цветового смещения в критерии оценки качества экрана, можно успокоить читателя: это не самый критичный фактор, поскольку, как уже говорилось, финальную коррекцию изображения можно реализовать калибровкой.
Продолжение: Сравнительный тест 11 контрастных (ALR) проекционных экранов , часть 2
Оригинал: Ambient Light Rejection Screens, Evan Powell. Расширенная редакция — Дмитрий Лысак.
Экраны с высоким коэффициентом усиления
Широкоформатный экран с повышенным показателем (1,5-2,5) фокусирует световой поток, направленный от проектора.
К недостаткам подобных экранов относятся:
- Уменьшение яркости контента для людей, сидящих не в центре;
- Ограничение числа комфортных мест;
- Красный, зелёный и синий цвета меняются в случае отдаления от центра;
- Эффект «горячего пятна» усиливается.
Подобные экраны нашли своё применение в конференц-залах, где небольшого освещения хватает, а посадочные места размещены перед полотном компактно. В кинотеатре, организованном дома, всё же предпочтение отдают экрану с низким коэффициентом. Отдавая поступивший свет пространству, одни экраны кажутся ярче, а иные, свет распределяют равномерно, охватывая большую площадь, но яркость теряется.
Серый экран
Экран серого цвета способствует усилению контрастности. Такой тип благополучно , имеющими высокую яркость. Серый экран отражает немного света на стены, потолок и пол, а излишне отражённый свет блокирует.
Условие для применения серого экрана — находящаяся напротив стена не должна отражать свет, так как полотно не блокирует перпендикулярный луч. Глаз воспринимает разницу между ярким и тёмным участками. На таком полотне визуально не заметно уменьшение яркости, а детали тёмного цвета смотрятся выигрышно.
Любому проектору оптимально подходят полотна с высококонтрастным свойством серого оттенка. Такие экраны стали популярны с развитием кинотеатров в домашних условиях. Они устойчивы к источникам света, возникающим из-за плохого затемнения помещения. Серые поверхности имеют преимущество перед белыми в более глубокой передаче чёрных красок.
Относительная контрастность и внешняя засветка
Для оценки контрастности мы подали на Epson 1440 с генератора тестовый шаблон ANSI — «шахматную доску», а яркость измеряли спектрофотометром Minolta LS100.
Первый замер касался эффективной контрастности в центре экрана. Прибор был направлен строго по нормали к плоскости полотна — по оси нулевого обзора, на техническом языке. Данный проектор плюс конкретные условия — дневная «полуденная» засветка, и нейтрально белая доска, в качестве эталона — показали контрастность 10:1. Полученные данные — не какие-то абсолютные величины, лишь таблица для относительного сравнения контрастностей полотен и в конкретных одинаковых условиях. Неудивительно, что каждый из экранов показал заметно большую контрастность, нежели эталон — белая доска. Эффективные значения контрастности приведены в таблице:
Вертикальные углы половинного усиления
Оказывается, яркость изображения и однородность по полю меняются не только при изменении угла зрения и движения зрителя в горизонтальной плоскости. Если вы поднимитесь выше или опуститесь ниже, обнаружите те же явления в вертикальной плоскости. Соответствующий параметр вертикальной диаграммы рассеяния называют вертикальным углом половинного усиления. Формула та же: это угол в вертикальной плоскости между нормалью к центру экрана и направлением зрения, при котором яркость уменьшается вдвое относительно «центральной» яркости, воспринимаемой по нормали.
Мы не зря, дав определения угла половинного усиления, оставили ремарку — «как правило, в горизонтальной плоскости». Теперь очередь дошла и до вертикальной. Мы нисколько не ограничиваем вашу фантазию, но сомневаемся, что вы будете строить кинозал-амфитеатр, когда галерка взирает на экран высоко сверху, а партер, задрав головы, будто из оркестровой ямы, весь сеанс тренирует шейные позвонки. Здесь речь о другом. Вертикальный обзор важен для оценки потолочной засветки и критически важен для корректной работы рефлекторно-офсетной проекции. Сейчас появились кинотеатральные проекторы (например, Sony VPL-GTZ1), инсталлируемые либо под, либо над экраном: они посылают на экран кинжально-плоский луч света — фактически вдоль полотна. Производить контрастные экраны для таких случаев умеют только самые именитые и опытные компании.
Экраны с «узким» вертикальным углом половинного усиления требуют весьма точной установки проектора, угол направления потока света которого точно коррелирован с направлением зрения аудитории. Незначительные отклонения от расчетов таких углов приведут к неприемлемым артефактам, вроде резкой деградации яркости, однородности и «виньетирования». О последнем вам лучше узнать из Википедии, а не из практики: центральная часть изображения заметно ярче периферии — будто вы закрыли кольцом из ладоней часть объектива по краям. Разумеется, экран с «широким» углом обзора по вертикали дает больше возможности маневра инсталляторам проектора.
Напрасная цена и виньетка ложной сути
Экран с узким вертикальным углом половины усиления потребует точного размещения проектора под углом точно дополнительным к вертикальным углом обзора аудитории. Незначительные отклонения от этого угла может ввести виньетирования, однородность и проблемы яркости. Полотно с большим углом усиления вертикальной половины позволит закрепить проектор под большим углом по высоте относительно экрана.
Группа испытуемых экранов при условиях засветки из эксперимента «Тест контрастности №1» показала следующие вертикальные углы половинного усиления:
** Только для сравнительных целей. Данные отношения показывают возможности экранов при конкретном типе засветки и конкретном проекторе. Измеренные величины не связаны напрямую со спецификациями экранов.
Альтернативные варианты
Человек, желающий сэкономить, может воспользоваться средствами, имеющимися под рукой. Кроме ровной плоскости экранного полотна, он обладает рассеивающим свет свойством. Ранее использовали хлопок белого цвета, он легко пропускал свет через свою поверхность, в результате контрастность снижалась до минимума.
Сегодня популярный метод — окрашивание стен специальной проекционной краской. Состав её хорошо отражает свет, повышает контрастность. Её наносят на поверхность, что выгодно для больших помещений с огромными экранами. Здесь нужно вложить затраты труда, чтобы отделать поверхность до равномерного состояния.
Ещё один способ — чёрный экран для проектора сделать собственноручно. Это может сэкономить бюджет, но сама процедура довольно сложная. Доску для проектора найти не составит труда, а подобрать специальную матовую плёнку — может стать невыполнимой задачей.
Наиболее уникальным сегодня является модель изогнутой поверхности для просмотра 3D, спроектированной канадскими специалистами. Граница такого экрана плавно переходит в зрительное помещение, в результате чего стирается грань между ними. Получается реальное изображение, заставляющее зрителя чувствовать себя в сюжете.
Способы перевозки полотна
Доставить полотно к месту эксплуатации можно разными способами, но не каждый из них безопасен для изделия. Перевозить его в ящике или другой нестандартной упаковке крайне нежелательно, так как в процессе могут возникать замятия и повреждения отражающей поверхности. Для таких целей предусмотрены специальные тубусы, в которых экран будет полностью защищен от внешнего воздействия. Полотно, намотанное на вал и размещенное в тубусе, гарантировано не получит никаких повреждений и его будет куда проще и удобнее устанавливать на объекте.
Такой тип перевозки рекомендован производителем и оплачивается отдельно, в зависимости от параметров экрана.
Относительные уровни черного
При данном проекторе и оговоренных конкретных условиях освещения одиннадцать экранов продемонстрировали существенно разные эффективные уровни черного. Глубокий уровень черного придает картинке кинотеатральную контрастность и жизненный динамический диапазон сцен, в том числе — заметно оживляет и цвета.
Однако восприятие черного сильно зависит от угла зрения. В этом смысле экраны с узким углом обзора имеют явное преимущество при фронтальном обзоре и стремительно теряют его при увеличении угла зрения.
Способность контрастных экранов «держать» уровень черного также зависит от направления внешней засветки. Естественно, что Stewart FireHawk G4, который впечатлил шикарным черным при фронтальном взгляде и чисто боковой засветке, изменил характер, когда включили потолочную засветку. Помните, что контрастный экран — специализированная разработка, в отличие от универсальной — ламбертового экрана. Первый ярко проявляет достоинства только в случае, когда вы хорошо изучили особые условия своего кинозала. Второй идеален в референсных условиях, но он готов быстро уступить пальму первенства первому, когда пошли отклонения кинозала от «референса».
Тип конструкции и назначение
Экраны бывают по конструктивным особенностям стационарными и передвижными. Первый — подходит для просмотра фильмов, видеоклипов дома или в залах для проведения семинаров и конференций. Полотно сворачивается и складывается в тубу, натягивается на специальную раму. В данной категории имеются свои преимущества и недостатки. Организатору не нужно затрачивать время на установку, сборку или разборку конструктивной системы, такой экран всегда готов к работе. Но для него должно выделяться постоянное место. А это не всегда удобно.
Как называются передвижные экраны для видеопроекторов?
Это мобильные устройства, которые применяют для многочисленных выездных мероприятий:
- Презентаций;
- Семинаров обучения.
Их используют как экраны для домашних кинотеатров, которые выезжают вместе с хозяевами на дачу, в загородный дом. И ещё их применяют, если в помещении нет физической возможности выделить часть стационарной стены.
Типы стационарных экранов
Стационарные экраны любого типа выполняют по принципу роллет. В собранном состоянии вся конструкция защищена корпусом. Полотно прикрепляют к любой неподвижной плоскости. Это может быть стена или потолок. Экраном допускается перекрытие проёма окна, его можно закрепить на доске или большой карте. Экземпляры, у которых есть чёрный экран для проектора, блокируют солнечный свет.
Бывают конструкции приборов, которые разрешается монтировать в потолок: навесной или натяжной. Система с механизмами практически незаметна, и не нуждается в дополнительном месте.
Бюджетный вариант предусматривает ручное управление системой. Оно состоит в нескольких простейших шагах: сворачивании или разворачивании полотна. Для приверженцев современных технологий специалисты разработали для механизмов электропривод, позволяющий осуществлять управление при помощи дистанционного пульта.
Среди более современных вариантов недавно появились на рынке устройства с выводом отдельной кнопки и другими усовершенствованиями.
Недостаток конструкции в невозможности обеспечить гладкую и ровную поверхность полотна. В этом случае применяют тип конструкции с натяжной системой. Натяжные экраны тоже являются видом стационарного типа, полотно которого крепится к каркасному основанию на заклёпки. Способность к натяжению обеспечивает идеально гладкую поверхность, являющуюся необходимым фактором для качественного изображения.
Типы передвижных экранов
К передвижным типам устройств относятся мобильные проекционные приборы. Стандартное их применение — область бизнеса, состоящую из семинаров, проводимых на выезде, а также иных мероприятий.
Существует три типа подобных приборов:
- Конструкция на штативе;
- Приборы напольные;
- Полотна на ножках.
Конструкция, установленная при помощи штатива — подставка в виде «треноги», футляр для хранения и транспортировки полотна. Здесь имеет значение ширина полотна. В случае превышения её более 2,5 метров — перемещение усложняется.
Экземпляр, установленный, как называется, на полу, транспортируется в специальном футляре, который ещё имеет базовые свойства конструкции. Прибор для просмотра изображений, имеющий в основании раму или опирающийся на ножки, обладает большей устойчивостью и подходит для полотен, ширина которых от 3 метров. Конструкция проста в сборке и разборке, на эти действия не уходит больше 15 минут.
Есть настольные варианты полотен, конструкция которых отличается наличием крепёжных элементов к столешнице. Перед тем как подобрать экран для проектора, необходимо принять решение о выборе подходящего вида.
Проекционные пленки
Для экрана используют за основу плёнку обратной проекции.
Система состоит из основных элементов:
- Проектор;
- Плёнка;
- Полотно из оргстекла;
- Крепёжные элементы.
Конструкции такого типа имеют преимущества:
- Невысокая стоимость;
- Угол обзора;
- Видимость рекламы при любом освещении;
- Удаляется с поверхности, не оставляя следов;
- Безвредна;
- Не требуется особого ухода.
Прозрачный экран для плёнки используют для рекламных мероприятий. Плёнку устанавливают на прозрачное стекло, независимо от его размеров, наклеиваются с внутренней стороны стекла.
материал бывает различных видов:
- Прозрачная плёнка при отключенном проекторе возвращает стеклу его вид. Проектор рекомендуется использовать яркий, так как плёнки имеют контрастность.
- Белая пленка отличается повышенной яркостью, но слабой контрастностью. Она подходит для осуществления рекламы в белых тонах.
- Серая пленка имеет оптимальные показатели яркости и контрастности. На улице в этом случае нужен проектор с большей яркостью. Темно-серая пленка — оптимальный вариант для оформления уличных витрин.
Качественная продукция признана у японцев и американцев. После них идут изделия, изготовленные южнокорейскими производителями, имеющие приемлемое качество и доступную цену
Выбирая плёнку, нужно обращать внимание на проектор. Он должен обладать качествами, обеспечивающими нормальную работу всей системы
Выбираем материал и формат
Хорошая отражающая поверхность должна быть не только гладкой и ровной, чтобы правильно распределять свет в сторону зрителей, но и без искажений воспроизводить всю информацию с высоким качеством.
Идеальным материалом в качестве экрана для проектора может стать толстая ткань белого цвета. Какая и из чего можно сделать экран?
Это могут быть различные варианты:
Баннерная ткань. Довольно популярный материал из синтетики, обладающи повышенными светоотражающими свойствами. Особенно хороша такая ткань с черной подложкой, делающей экран непрозрачным и лучше отражающим черные цвета. Баннерную ткань используют при изготовлении уличных билбордов и больших дорожных растяжек, так называемых баннеров. Если вы берете такую ткань с бывшего плаката, то просмотрите ее на наличие повреждений. Главное преимущество этой ткани в том, что такой самодельный экран для проектора можно легко свернуть.
ПВХ-пленка. Полотно для проектора своими руками из еще одной синтетической версии хорошей ткани. Эта ткань используется в строительной сфере для натяжных потолков. Экран для , вернее материала, имеет полное право на жизнь. Лучше всего взять, конечно, матовую ПВХ-пленку, а не рельефную или глянцевую. Тогда на нем не будет бликов и нервностей. Здесь также важна подложка из черной пленки для повышения непрозрачности. Из чего сделать экран еще?
Плащевка. Такой материал не боится сильного натяжения и станет довольно прочным вариантом световозвращающей ткани
Кроме этого плащевка обладает влагостойкостью и не впитывает в себя грязь, что очень важно, если экран будет висеть там, где проходит много людей или бегают дети. Представьте, что станет с проекционной поверхность, если ее потрогает, хотя бы 100 человек!
Винил
Материал экрана проектора может быть и таким. Это покрытие также используется в строительстве при сборке натяжных потолков. Такая поверхность самая гладкая и мягкая
Однако, она очень быстро тянется, поэтому при неосторожном обращении легко рвется.
Льняная ткань. Если нужен экран только для домашнего использования, то можно обойтись и плотной тканью изо льна, как очень подходящим полотном проекционного экрана
Например, новой простыней. Потребуется только натянуть ее на раму и закрепить. Для лучших светоотражающих способностей стоит прокрасить ее краской и сделать подложку из черной пленки.
Гипсокартон. Его может заменить и ДВП. Для семейного просмотра можно взять этот самый бюджетный фон из перечисленных. Здесь вообще не понадобятся никакие рамы, а просто нужно будет вырезать прямоугольник желаемого размера и покрасить его белой, матовой краской. Можно также наклеить туда обои под покраску, чтобы еще лучше выровнять поверхность. После высыхания можно сразу крепить такой прямоугольник к стене. Добиться высшего качества изображения при этом подходе конечно не получится, а вот сэкономить время и средства легко! Например, вы собрались на даче большой компанией и хотите устроить совместный кинопоказ. Главное это эмоции и ощущения того момента, а качество видео не так уж и важно, поэтому делают его из гипсокартона. Такой быстрый, на скорую руку, сделанный экран поможет не сорвать мероприятие.
Можно еще использовать обычную рулонную штору, как экран для проектора «в полевых условиях».
Для такого самодельного дисплея проектора должно отвечать нескольким критериям:
- Прочность;
- Цельность. Без потертостей и разрывов;
- Плотность;
- Непрозрачность.
Другим важным фактором выбора ткани для проекционного экрана, сделанного своими руками, будет являться формат.
Он бывает нескольких типов:
- Стандартный (соотношение сторон 1:1);
- Для видео (соотношение сторон 4:3);
- Широкоугольный ( соотношение сторон 16:10);
- НD(соотношение сторон 16:9);
- 3D формат (соотношение сторон 2,35:1).
Текстура изображения и артефакты усиления
Помимо яркости, контрастности, цветности и других параметров, определяющих качество изображения, существует еще один — «текстура». Это, по сути, качество передачи мелких деталей в сочетании с определенной степенью «чистоты» изображения. Большинство экранов с усилением привносят в картинку свой «ингредиент» — фирменную текстуру, и она — не свойство проектора. Типовая текстура выглядит подобно «зерну» эмульсии чувствительной фотопленки или как равномерный мелкий «шум» на цифровом снимке при большом значении параметра чувствительности (ISO). Визуально это не пиксельная решетка, как на картинке проекторов низкого разрешения.
Часто текстура незаметна, если камера не панорамирует, снимая мягко-контрастную сцену с объектами, имеющими свою текстуру — ткань, кожа и др. Но если камера просматривает в движении белые облака, яркое небо или «скользит взглядом» по кузову красного лака Ferrari, артефакт проявляется. Речь о том, что «гладкие» объекты не имеют собственной структуры, и привнесенные артефакты маскировать нечем. Проблема также в том, что подобная привнесенная текстура-артефакт стационарна относительно всего кадра: будь камера неподвижна — текстура в глаза бы не бросилась. Но вот начинается панорамирование, и полезное изображение движется в кадре — как бы за неподвижной тонкой и полупрозрачной текстурной «занавеской».
Классификация типов «зернистых» текстур контрастных экранов:
1. Нет текстуры. Da-Lite Parallax 0.8 и DNP Supernova визуально ее не обнаруживают. Как результат эти экраны демонстрируют высокую степень чистоты и прозрачности изображения: неплохо для стандартов Домашнего Кинотеатра.
2. Почти нет текстуры. Elite EPV DarkStar 9 и EPV PolarStar — некий отдельный класс. В противоположность Da-lite и DNP, «зерно» эпизодически проявляется, но очень незначительно.
3. Незначительная текстура. В эту категорию попало большинство контрастных экранов. Вот они:
• Elite DarkStar Microlite Black Crystal 1.2
• Screen Innovations Slate 1.2
• Screen Innovations Black Diamond 1.4
• Seymour Matinee Black
• Stewart Firehawk G4.
На всех этих экранах некоторая текстура и зернистость при панорамировании сцен заметна. В некоторых случаях будет немного видна текстура на неподвижных гладких объектах, в том числе на ясном дневном небе. Для этой подгруппы экранов нет особой классификации — лучше или хуже, они похожи.
4. Умеренная текстура. Draper TecVision MS1000X имеет ряд ярких достоинств, но зернистость картинки явно не из их числа. Он в команде испытуемых, так сказать, текстурный чемпион и нарушитель режима чистоты.
Пиковое усиление и относительная яркость
Номинальный коэффициент усиления участников обзора варьируется от 0,8 до 1,4. В общем, чем выше усиление, тем ярче будет изображение по нормали — и для произвольного проектора. Напомним, что экран с большим усилением дает более узкую диаграмму рассеяния (из-за чего, собственно, и ярче при центральном восприятии) и соответственно более «узкий» угол обзора. Поэтому чрезмерное усиление — не всегда благо. Если вы приобретаете контрастный экран только чтобы «вытянуть» яркость слабого (тусклого) проектора, рекомендуем оставить эту сомнительную затею. Не для того контрастный экран. Чтобы поднять общую яркость картинки, приобретите лучше проектор с хорошим запасом светового потока.
В этом тесте мы измеряли яркости по нормали в центре экранов при подаче на проектор тестового пикового белого (уровень сигнала 100 IRE). Цель — сравнение относительных яркостей (по нормали, в центре). Вот результаты по убыванию яркости:
В большинстве случаев декларированные производителями номинальные усиления в целом соответствовали измеренным относительным яркостям. Но есть два исключения: SI Zero Edge Slate и Microlite Black Crystal 1.2. Оба имеют номинал усиления по 1.2, но при данной засветке дают яркость в центре бОльшую, нежели конкуренты с бОльшим усилением — 1.4.
Конструктивы
Однако мало разработать поверхность. Надо ещё и преподнести плоскость экрана зрителю. А для этого необходимо растянуть полотно.
Экраны постоянного натяжения
Вроде бы самая простая конструкция экрана. Есть рама, на которую натянуто полотно.
Рама может изготавливаться из металла, пластика, дерева. Способы крепления полотна тоже могут отличаться.
Экраны на раме хороши тем, что полотно на них практически идеально ровное, что самым позитивным образом отражается на качестве изображения.
Основное неудобство – это размеры. Натяжной экран большой. Если вы киноман и испытываете восторг по поводу того, что одна стена в комнате постоянно занята белым полотном, то можно остановить выбор на экране постоянного натяжения. Но, повторяем, это в том случае, если вас и ваших домашних не раздражает большая белая поверхность. Ну а если у вас есть специальная кинотеатральная комната, тогда экран постоянного натяжения – ваш выбор.
Как мы тестировали экраны
Поскольку эти экраны созданы именно для условий внешнего освещения, мы оценивали свойства в двух типовых ситуациях. «Дневной» вариант — боковая засветка от окна, «вечерний» — слабая подсветка потолочной лампы над экраном, с потоком света, направленным вниз. Испытания проводились в помещении с большими обращенными на север обзорными окнами на одной стене. Время — середина дня, когда северное небо наиболее яркое, свет — диффузно-рассеянный. Поток дневного света от окон падал на экраны примерно под углом 50 градусов от нормали. Условия усложнены белыми стенами, потолком и светлым ковровым покрытием, дающими массу мягкого паразитного рассеянного света. Другими словами — интерьер хорошо освещенной гостиной, где обычно смотрят ТВ или играют в игры днем. И, конечно, очень жесткие, точнее — непереносимые условия для обычных ламбертовых экранов.
По этим интерьерам вы можете в той или иной мере оценить влияние паразитной засветки разных типов
После измерений яркости, контрастности, коэффициента половинного усиления в условиях оконной засветки мы добавили четыре 20-ваттных потолочных источника, чтобы увидеть, как дополнительный свет от пространства над экранами влияет на контрастность, уровень черного и насыщенность цветов. Угол падения верхней засветки составил 30 градусов с плоскостью экранов. Это испытание — своего рода «троллинг» и стресс-тест для экранов. (Надеемся, никому не придет в голову делать такую «систему освещения» кинозала в реальном проекте.)
На протяжении всех испытаний в качестве проектора мы использовали модель для домашнего кинотеатра Epson Home Cinema 1440, с оригинальным разрешением 1080p и допускающим работу в условиях внешней засветки. Мы включили в меню режим Bright Cinema, в котором выходной световой поток составил 2800 ANSI люмен. Дистанция проекции равна 10 футам (3 метра), а ширина изображения — 80 дюймов (2 метра), так что проекционное отношение составило 1.5x. Это, кстати, минимальное проекционное отношение для максимальной эффективности ALR экрана.
Светоотражающие поверхности
Основу светоотражающей поверхности экрана составляет, как и 100 лет назад, полотно. Тканое либо нетканое. Виниловое, текстильное, армированное стекловолокном либо лавсаном или даже кевларом. (Кевларовые экраны выпускаются для учебных классов силовых спецподразделений.)
На полотно наносится светоотражающий слой. И вот тут изобретатели постарались. Слой сей может обладать различными свойствами, главное из которых – коэффициент отражения. Так вот для некоторых поверхностей он больше 1, то есть мы должны говорить о коэффициенте усиления. А в некоторых экранах коэффициент отражения равен 0,8 или даже меньше. Почему? Да потому что экраны предназначены для работы в разных условиях освещённости. Наши глаза воспринимают не абсолютные яркости, а относительные, то есть перепады между самым светлым и самым тёмным участками изображения. Однако, делая экран более светлым или более тёмным, мы можем сдвинуть этот диапазон.
На примере продукции фирмы Draper, которая выпускает экраны с полотнами всех типов, мы рассмотрим целесообразность применения того или иного экрана в домашнем кинотеатре.
Fiberglass Matt White
Самый простой, но не значит – самый примитивный, тип полотна – Fiberglass Matt White. Это матовая белая поверхность из винила. Наносится виниловое покрытие на ткань из стекловолокна. Стекловолокно удобно тем, что не вытягивается под собственным весом и не деформируется в результате нагрева лучами проектора либо (что намного важнее) солнца.
Коэффициент отражения этой поверхности практически равен единице. Это значит, что при полном затемнении комнаты вы будете наблюдать картинку с проектора на экране без каких-либо искажений. Экраны с такой поверхностью можно использовать везде. Только помните, что яркость и насыщенность изображения напрямую будет зависеть от качества затемнения в помещении и отсутствия засветки.