Винный этикет: разбираемся в бокалах для вина

Шаги

Метод 1

Хрустальные бокалы

Считается, что хрустальную посуду нужно мыть вручную в очень горячей воде. Не все эксперты соглашаются с тем, что стоит использовать средство для мытья посуды, но если вы пользуетесь им, тщательно промывайте бокалы, чтобы на них не остались частички моющего средства, которые могут влиять на вкус и букет вина.

  1. 1

    Ополосните бокалы в очень горячей воде.

  2. 2

    Капните немного мягкого средства для мытья посуды на дно каждого бокала и наполните их водой до середины.

  3. 3

    Аккуратно возьмитесь за чашу бокала и поместите внутрь губку.

  4. 4

    Поворачивайте бокал, не совершая никаких движений губкой. Лучше всего иметь губку с ручкой, чтобы ваша рука находилась за пределами бокала.

  5. 5

    Чтобы вымыть бокал снаружи, возьмитесь за чашу и протрите губкой бокал с внешней стороны, включая ножку и основание. Лучше не держаться за ножку, поскольку она хрупкая.

  6. 6

    Тщательно промойте каждый бокал изнутри и снаружи горячей водой.

  7. 7

    Оставьте бокалы сохнуть на столе в обычном положении либо вытрите их полотенцем из микрофибры или неароматизированным бумажным полотенцем.

Метод 2

Бокалы из обычного стекла

  1. 1

    Покупайте бокалы, которые можно мыть в посудомоечной машине, только в том случае, если вы не готовы постоянно тщательно мыть их, как описано выше. Это сэкономит вам время и силы.

  2. 2

    Помойте бокалы в посудомоечной машине. Бокалы из обычного стекла не требуют особого ухода, и их с легкостью можно мыть в машине. Чтобы помыть бокалы, на которых нет следов жира, включите самый короткий режим и не добавляйте моющее средство. Чтобы очистить более грязные бокалы, положите необходимое количество моющего средства, но не добавляйте соль. При завершении режима откройте дверцу машины, чтобы бокалы могли высохнуть естественным образом.

    Если вы покупаете бокалы из обычного стекла, выбирайте не слишком длинные и нехрупкие бокалы.

  3. 3

    Помойте бокалы руками. Чтобы помыть такие бокалы вручную, используйте горячую воду и минимальное количество моющего средства.

Советы

  • Чтобы на стенках бокалов не остались частички моющего средства, можно отказаться от мытья под водой и почистить их паром. Переверните бокалы и подержите их над кастрюлей с кипящей водой – пар смоет остатки вина изнутри.
  • Лучше всего хранить бокалы перевернутыми в специальной подставке. Если у вас нет такой подставки, тщательно вытрите или высушите бокалы другим способом и поставьте их на полку, не переворачивая вверх ногами.
  • Не используйте ароматизированые полотенца для протирания бокалов от воды. Стекло может впитать аромат, и это может нарушить букет вина.
  • Если вам не удается отмыть бокалы мягким моющим средством в горячей воде, попробуйте удалить упрямые пятна содой. Расстворите небольшое количество соды в горячей воде и оставьте в бокале на несколько минут. Сода уничтожит любые остатки вина, приставшие к стенкам бокала.
  • Салфетки из микрофибры идеально подходят для протирания бокалов от воды.
  • Бокалы из обычного стекла можно мыть в посудомоечной машине, но не забывайте доставать их из машины сразу же после завершения цикла мойки и протирать полотенцем или салфеткой из микрофибры.

Предупреждения

  • Не используйте отбеливатель или ароматизированное средство для мытья посуды. Любые остатки запахов могут повлиять на вкус вина.
  • Никогда не мойте бокал изнутри рукой, особенно если бокал сделан из хрупкого хрусталя – он может треснуть от давления. Используйте губку с ручкой.
  • Если решите помыть бокалы над паром, не опускайте руки слишком низко, чтобы не обжечься.

Things You’ll Need

  • Губка на длинной ручке
  • Неароматизированные бумажные полотенца
  • Салфетка из микрофибры
  • Мягкое средство для мыться посуды
  • Пищевая сода (по желанию)
  1. Джоанна Саймон, Как открыть для себя вино, стр.25, (2003), ISBN 1-84000-732-X

История стеклянной посуды

Процесс производства стеклянной посуды был трудоемким, а хрупкость стекла и хрусталя добавляла стоимость изделию. Стеклянная посуда передавалась как фамильная драгоценность и часто хранилась в специальных несессерах и футлярах.

Однако в 1674 году технолог Георг Равенскрофт изобрел состав свинцового стекла – “кристалина”. Новое стекло отличалось чистотой и блеском и действительно напоминала хрусталь при более низкой стоимости сырья.

Поэтому на рубеже XVII-XVIII веков в странах континентальной Европы настал посудный бум. Именно в это время были разработаны основные типы бокалов для различных напитков, которые были ориентированы не только на аристократов, но и на формирующуюся буржуазию.

Жан-Луи-Эрнест Месонье, “Игра в Пикет”, 1845 год

В 1730-е годы, благодаря активной торговле между странами, ассортимент бокалов увеличивается соразмерно с популярностью новых напитков. Помимо бокалов на высоких ножка для белых и красных вин, появляются шарообразные бокалы на короткой ножке для крепких напитков (бренди, джина), крюшонницы, и “стреляющие бокалы”, известные нам как шутеры (от англ. shot – выстрел). По одной из версий, она получила свое название за резкий звук удара пустой рюмки об стол.

Так же в это время в Англии активно начинают выпускать наборы для пунша – напиток подавали в керамических или серебряных чашах и разливали в стеклянные бокалы.

В принципе “наборы” посуды становятся модным направлением уже в середине XVIII века. Четко прослеживается стремление к сервировке стола сервизом, выполненным в едином стиле. В тоже время формируются сами нормы сервировки бокалов под определенные напитки. Луи Филипп I, герцог Орлеанский одним из первых завел правила современной сервировки напитков у себя при дворе, приказав подавать к крепким алкоголям стопки, а к игристым винам – фужеры.

Чем отличаются бокалы для красного и белого вина?

Главное различие состоит в форме.

Следует понимать, что вино представляет собой смесь ароматических веществ (так называемых фенолов), которые обладают высокой летучестью. Принцип прост, при контакте с воздухом происходит испарение винного аромата. Именно благодаря особенной форме бокала можно контролировать площадь соприкасания вина с воздухом.

Если в двух словах, то красные вина отличаются от белых насыщенностью. По этой простой причине бокалы для красного вина имеют бочкообразную форму и зауженное горлышко.

Благодаря такой форме можно достичь большей площади контакта вина с воздухом и соответственно, повышению интенсивности выделения ароматических веществ (фенолов). Плюс, зауженное горлышко бокала собирает воедино аромат.

Белые относятся к легким винам, так как имеют менее насыщенный аромат. В связи с этим, сужение горлышка не нужно и бокалы для белых вин имеют более прямые стенки.

Размер и форма

Ключевой момент, который определяет бокал. И это даже не снобский угар. Пару лет назад японские ученые доказали: форма влияет на распределение паров этанола и скорость их испарения. Пары – это то, что вы будете вдыхать. То, что во многом определит вкус.

Из этого следует главное – бокал должен быть достаточных размеров, чтобы при глотке туда легко помещался нос и не касался самого вина. При этом идеальный объем порции вина – 125-150 мл. Маленькие бокалы оставьте под крепленое вино или даже пиво.

Помимо этого есть стандарт наливать красное вино в бокал примерно на треть его объема, белое – чуть меньше половины. Так что для красного нужны реально большие бокалы объемом примерно 0,7, а под белое – не меньше 0,25.

Теперь к форме. Основная часть бокала состоит из чаши и ободка (края). Относительно универсальный бокал под красное имеет длинную ножку, а низ чаши обязательно шире верха.

Широкий верх нужен только для жестких и выдержанных красных вин: он делает вино не таким концентрированным и помогает быстрее испаряться спиртам. Если низ бокала будет намного шире верха, то все сработает наоборот: все ароматы вина рубанут вам в нос с первым вздохом.

У белого вина правила попроще. Если бокал высокий и к верху сужается, то он будет дольше сохранять температуру вина. Если низкий и ширина практически не меняется, то лучше раскрываются запахи.

Примерно так должен выглядеть универсальный бокал для белого. Формы чуть криво нарисованной буквы U.

Совет: если вам максимально чуждо все, что здесь написано, но красивые бокалы хочется, то вот отличный вариант из IKEA.

Достаточно объемные, достаточно высокие, достаточно правильной формы.

Свои бокалы есть под розовое, под молодое, под крепленое. И все они не нужны вам дома до тех пор, пока вы не увлечетесь данными винами. А вот хорошие бокалы под игристое необходимы. К ним с требованиями все максимально просто: узкие и высокие. Хорошо, если не будет серьезных различий в ширине низа и верха – достаточно легкого плавного сужения, которое не позволит игристому быстро выветриваться. Но не удивляйтесь, если на дегустации игристого его будут разливать в бокалы с более широким верхом. Это, опять же, нужно для раскрытия ароматики. Вот пример отличного бокала для дома:

Или максимально дешевый вариант с «Озона». 

Хорошие бокалы выглядят достаточно красиво, чтобы сделать любое вино лучше и дороже. Покупаете набор правильных бокалов – и никто не посмеет обвинить вас в том, что вы льете в них что-то плохое. Простой и доступный шаг к статусу главного сомелье в компании.

Главное по теме «Алкоголь»

Рекомендации

История изобретения

Современные сомелье предпочитают вкушать напитки из определенных бокалов, причем для каждого сорта предусмотрена отдельная тара. Так было не всегда.

Домашнее вино: что нужно знать начинающемуКак провести пастеризацию вина в домашних условияхСладкий винный напиток Асти, шампанское – отзывы потребителейКто производит самое дорогое вино в мире?

Впервые теорию о том, что вина «играют» вкусом в зависимости от стакана, в который они налиты, была выдвинута в 18 веке. Австрийский стекольщик Клаус Ридель, представитель династии стеклодувов, создал бокал, напоминающий современные фужеры для крепких напитков.

По убеждению Риделя, вкус и аромат раскрывался только в определенной посуде, а в привычных на то время кружках и резных рюмках и вовсе погибал. Стекольщик начал работу над созданием лаконичного стеклянного фужера с тонкими стенками, который в итоге и по сей день используют при дегустации.

Предприимчивый мастер запустил в продажу собственную линейку фужеров, назвав изобретение своим именем. Но бокалы «Riedel» не нашли массового восхищения. Люди того времени не слишком задумывались над культурой и продолжали пить алкоголь из всего, что было в доме: кружек и рюмок.

Изобретение пришлось по вкусу общественности лишь в начале 20 века. С начала столетия стеклянные тонкостенные бокалы вошли в моду не только среди виноделов, но и среди простого люда.

Дело потомственного стекольщика не пало после его смерти. Наследник Риделя Георг продолжил дело и открыл миру еще больше граней винной культуры, придумав несколько новых вариаций уже известного на то время стакана. Появились отдельные формы для каждого вида виноградного напитка. Теперь пить вино красного цвета полагалось из одних фужеров, белое — с других.

Классификация и отличия посуды для напитка

Заказывая алкогольные напитки в ресторане, можно не обращать внимания на стеклянное изделие, в котором оно подается (ведь там уже позаботились о подборе посуды), однако если употреблять их дома, то важно знать какие именно стаканы использовать. Для начала разберемся, какие виды бокалов для красного вина подойдут больше?. Разновидность сосудов для вина на высокой ножке, разделяются на «Бодро» и «Бургундию»

Разновидность сосудов для вина на высокой ножке, разделяются на «Бодро» и «Бургундию».

«Бодро» — самый известный тип, подходящий для любого сухого красного и других вин. Стоит упомянуть, что чаши обязаны быть не меньше 600 миллилитров в объеме. В противном случае аромат некоторых напитков может не раскрыться. Бокал тюльпан для красного изделия на длинной ножке помогает ярче и насыщеннее раскрыть вкусовые особенности алкоголя.

бодро

Название «Бургундия» также широко распространено и их сосуды рекомендуется использовать для напитков с высокой кислотностью. Их объем должен составлять не меньше 700-750 миллилитров, и стоит упомянуть, что существуют литровые емкости.

Бургундия

Бокалы для белого вина не имеют большого отличия между собой. Они могут напомнить тип «Бордо» из-за своей формы. Данные разновидности стаканов имеют небольшой объём (до 350 миллилитров) для сохранности оптимальноц температурв алкоголя, чтобы можно было прочувствовать все его вкусовые особенности. Форма посуды является округлой. Фужеры  должны поддерживать изделие охлажденным. Если сосуд был выбран правильно, то напитком можно наслаждаться на протяжении целых часов.

Не стоит покупать эксклюзивный бокал для вина без ножки, ведь так оно будет быстрее нагреваться и терять вкусовые качества.

без ножки

Самое большое отличие от литровых бокалов для вина имеют бокалы для розового вина. Классическим вариантом считается использование посуды-блюдца, чтобы задерживать и ощутить ароматические качества и искорки во вкусе алкогольного изделия.

Стекольно-хрустальная промышленность

Как и многие другие сферы производства, стекольно-хрустальная промышленность была модернизирована. В Соединенных Штатах на стекольных заводах внедряют технику прессованного стекла. Скорость производства поражала современников! В 1846 году в журнале Hunt’s Merchant’s Magazine сообщалось, что трое взрослых рабочих и двое детей могли произвести прессованием 100 пивных кружек в час, иначе говоря – практически одну кружку в секунду. Для сравнения, для выдувания полноценной кружки мастером-стеклодувом раньше тратилось около пяти (!) минут.

Каталоги и рекламные проспекты того времени постоянно сообщают о новейших стилях, и в середине века сервизы из стекла становятся доступны даже семьям со средним достатком. На рисунке представлен прессованный стакан, с американским орлом и национальным флагом. Бурбон туда категорически просится!

Разумеется, такой поточный способ влиял на качество изделий, швы которых были видны даже после финальной шлифовки. Единственным способом полностью избавиться от них был повторный нагрев изделия, который часто приводил к деформации. Поэтому для обеспеченных граждан выдувное стекло по-прежнему было в приоритете.

Как собрать оптимальный набор пивных бокалов

Итак, чем же наполнить бабушкин сервант юному биргику? (Подсказка: не обязательно сразу выбрасывать всё содержимое серванта.)

В качестве основных подойдут любые из стандартных бокалов — конические, ноники, немецкие или ирландские, или же тумблеры. Можно также приобрести стандартные бокалы половинного объема — пригодится, если вы любите распить бутылку пива пополам со своей второй половиной. В качестве специальных можно использовать «бокалы двойного назначения» — винные, шампанские и коньячные. Они пригодятся собственно для вина, игристого и коньяка и заменят снифтеры и тюльпаны, кубки и чаши для изысканных стилей пива.

Еще один полезный предмет в посудном арсенале биргика — стеклянный пивной сифон (или гроулер, как их называют в Америке). Вместимость сифона может быть разной — чаще всего от 1 литра. Они плотно закрываются керамической пробкой с резиновым уплотнителем и бугельным механизмом. В сифон можно налить в любимом крафтовом баре разливное пиво и принести домой — его, в отличие от пластиковой бутылки, не стыдно поставить на стол.

Алмазная грань

Только приемов венецианской филиграни насчитывалось 150 вариантов, и каждый мастер вносил что-то свое, меняя технику: переплетения разноцветного хрусталя, металлические оправы бокалов, гладкостенные канонические, полусферические бокалы и, конечно, знаменитая алмазная огранка, которая дошла до нас в практически не изменившемся виде. В Англии её называли raised diamonds – бриллиантовая огранка, в России – алмазная грань. Этот способ огранки придавал сосуду сходство с драгоценным камнем, а наполненный вином он сверкал и давал возможность насладиться игрой цвета напитка.

Но появление этого способа обработки было вызвано исключительно экономическими причинами, а не желанием эстетствовать. Принятый в Англии в 1745 году “налог по весу” заставлял производителей делать свои изделия легче, не теряя при этом в прочности. Ниже приведен рисунок из каталога стеклянной и хрустальной посуды 1957-го года, где подробно видно раскладку алмазной грани. На тот момент различали десять видов сложности огранки, каждая из которых была нормирована ГОСТом. Самый знаменитый узор в России – “мальцевская грань” Гусь-Хрустального завода Мальцевых, прославившаяся после выставки в Париже в 1900 году.

Примеры алмазной грани, 1957 г.

Рюмки для ликеров

Представляеют собой небольшой стакан или рюмку ёмкостью не более 100 мл, чаще всего — с прямыми стенками, могут быть также гранёными. Он широко используется для употребления крепкоалкогольных напитков в небольшом объеме.

Ликёрная рюмка (Cordial Glass)

Используется для подачи ликёров в чистом виде.

Стопка (Shot Glass)

Этот бокал также изветстен как Шот или Джиггер. Он использует для подачи алкогольных напитков методом straight up, то есть в чистом виде без льда, и для подачи коктейлей небольшого объема, которые выпиваются одним глотком.

Стандартная и всем знакомая рюмка для водки.

История стеклянной посуды в России

В России в это время пользовались в основном продукцией английских или богемских мастеров, хотя в конце XVIII века на Измайловском подмосковном заводе выпускались “стаканы высокие, кубки с кровлями и без кровель, кубки потешные”.

Ямбургские заводы под Петербургом радуют рюмками, пивными стаканами, водочными и медовыми фужерами. А в протоколе Коммерц-коллегии и Мануфактур-коллегии при обсуждении таможенного тарифа на ввоз товаров говорится “рюмками же и стаканами и всякой другой питейной посуде быть в той же силе. Хотя здесь и делают, но не с довольствием”.

Делали мало, но хорошо, поэтому в конце XVIII века была очень модной бесцветная посуда с расписным орнаментом, в том числе и золотом. В Европе к тому времени производство художественно окрашенного стекла еще не достигло такого размаха, поэтому Россия была лидером отрасли продолжительное время и задавала “моду”.

Бокал Немчиновского завода, ~начало XIX века

Выдумка европейских мастеров была также очень разнообразна, но они больше экспериментировали с формой и составом стекла.

Венецианский бокал

Архитектура бокалов для красного вина

Бокал состоит из основания, ножки и чаши, которые находятся между собой в полной гармонии. Размер чаши из стекла легкой и правильной формы должен быть пропорционален ширине основания и высоте ствола.

Дизайн бокалов под красные вина – в чём смысл?

  • Независимо от того, выдержанное или молодое вино, правильный бокал позволит раскрыть слой за слоем гамму ароматов, которые будут упущены при дегустации из другой посуды.
  • Хороший бокал поможет оценить всю прелесть сложного вкуса вина.
  • Специальный бокал выразит консистенцию вина и сбалансированность букета.

Красное вино рекомендовано пить из стеклянных емкостей определенной формы не по прихоти производителей посуды, а благодаря долгим поискам идеального равновесия. Если бокал подобран правильно, тогда и гармоничность вкуса вина, и изящество его аромата, извините за каламбур, тоже будет оценена правильно.

В качественных бокалах из термостойкого стекла не должно быть пузырьков, а их стенки должны быть гладкими и идеально ровными. Как хрустальные, так и стеклянные винные бокалы изготавливают двумя способами: автоматизированным и ручным. В первом случае бокал спаивается из разных кусков стекла, во втором – из одного. Винные бокалы ручной работы прочнее, но дороже.

Немного о физиологии

Физиологи давно выяснили, как человек воспринимает вкус. На кончике языка находятся вкусовые рецепторы, воспринимающие вкусовые оттенки пищи. Расположение рецепторов неравномерное, поэтому поверхность языка можно условно разделить на несколько «зон», отвечающих за тот или иной вкус:

  • Кончик языка отвечает за «сладкие» ощущения;
  • Горечь чувствуется ближе к корню органа;
  • Соленый вкус ощущается серединой языка.

На основе этих данных было создано великое множество форм посуды. Для каждого сорта напитка была изобретена своя, уникальная, форма фужера. В зависимости от того, какие нотки преобладают в выпивке, ее положено вкушать из определенной посуды.

Помимо вкуса, напитки принято оценивать и по их аромату. Так, все фужеры продуманы с тем учетом, чтобы пьющий мог насладиться изысканным букетом, а аромат не испарялся из сосуда мгновенно.

Стекольная революция

Однако настоящая стекольная революция произошла в XIX веке в связи с бурным развитием промышленности, науки и техники, и масштабной индустриализации всевозможного производства.

Так, упомянутые выше  шутеры во многих источниках упоминаются как изобретение рубежа XIX и XX веков, хотя это всего лишь “хорошо забытое старое”. Еще одним примером можно назвать бокалы рёмер – немецкие сосуды для вина, получившие распространение в XV веке и получившие новую жизнь в XIX, став символом зажиточных застолий буржуа и найдя отражение во множестве натюрмортов. 

Интересно, как зеркально это отражает современную моду на ретро, когда в окружении гаджетов и новых мечтаний о полетах на Марс все с радостью ищут советские лафитники на блошиных рынках.

Прессовка стекла

В России прессовка стекла в принципе получила массовое распространение только в Советское время. Но на рубеже XIX-XX веков промышленники искали другие способы экономной для кошелька покупки. Например, Мальцевские заводы выпускали 147 сервизов высочайшего качества, состоявшие из 35 предметов, которые при этом можно было заказать по каталогу отдельно. Состав сервиза был всегда примерно одинаков: 4 вида графинов – для воды, для вина и маленький для рома, три вида стаканов, в том числе для вина; рюмки для рейвена и бокалы для ликеров и т.д. Перечень всех предметов приводился в виде таблицы с указанием величины и стоимости, давая полную свободу в формировании собственного заказа под любой бюджет.   

Путешествие в мир стекла – статья о городе и заводах, игравших и продолжающих играть огромную роль в формировании стекольной моды в России.

Если проследить всю историю бокалов и их места в гастрономической среде, то будет заметна их тесная связь с популяризацией алкоголя. Какой напиток был на волне, тот и диктовал рынку свои посудные желания. Поэтому именно у винных бокалов до XX века самая широкая и интересная история.

Но в 1862 году Джерри Томас написал “Руководство бармена” и коктейль начал свою мировую экспансию, подталкивая стекольное производство и фантазию барменов к развитию коктейльных бокалов. Это, безусловно, заслуживает отдельного экскурса: яркого, пьяного и захватывающего! Новая веха и новая история стеклянной посуды. Продолжение следует.

Добавить комментарий