Номер паспорта
Компоненты акустической системы объемного звука
Сабвуфер Сабвуфер – это большой динамик с питанием, специально разработанный для воспроизведения басов и других низкочастотных нот. Сабвуфер использует давление воздуха, чтобы создать
глубокий, грохочущий звук, чтобы наполнить комнату басовыми шумами. Сабвуферы чаще всего размещаются на полу в углу комнаты или аудитории для максимального эффекта во всем помещении.
Когда вы находитесь в комнате или в театре с громкими басами, из-за которых пол впечатляет под вашими ногами, вы ощущаете этот сабвуфер. В системе объемного звучания компьютера, сабвуфер
помогает создавать фантастические басовые тона при воспроизведении музыки или особенно захватывающего фильма.
Центральный динамик в системе объемного звучания часто считается наиболее важным из всех динамиков в системе объемного звучания
Обычно более крупные, универсальные и содержащие
больше отдельных динамиков, чем другие сателлитные динамики, большая часть «важного звука» направляется через этот динамик. Например, в фильмах это диалог и другие важные
звуковые эффекты
Высококачественные системы объемного звучания будут иметь центральный динамик, который отличается от левого и правого сателлитов.
Сателлитные колонки – это общий термин, используемый для любых колонок, предназначенных для размещения слева или справа от комнаты. В стандартной системе 5.1 это
означает левый и правый передние громкоговорители, а также левый и правый задние громкоговорители. Это в общей сложности четыре динамика плюс центральный динамик, который составляет
пять, а затем «.1» представляет сабвуфер, как и появился термин «5.1». Таким образом, объемный звук 6.1 означает шесть динамиков плюс еще один сабвуфер.
Эквалайзер или Миксер.
Обычно эквалайзер или микшер будут просто частью вашего компьютера (или аудиоприемника для домашних кинотеатров). Большинство компьютеров имеют встроенные эквалайзеры или микшеры как часть
своих спецификаций вывода звуковой карты, и большинство аудиопрограмм, таких как iTunes, также имеют собственный микшер. В действительно высококачественных системах или в системах,
которые требуют большой мощности, вам может понадобиться отдельный эквалайзер как часть мощной системы усиления.
Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog
Вариант с использованием HDMI более перспективен, поскольку этот интерфейс используется в современных гаджетах намного чаще.
Для передачи многоканальной аудиодорожки разъем в источнике звука должен поддерживать протокол HDMI Arc. В противном случае, будет транслироваться обычное стереосигнал, который будет преобразовываться в «виртуальный» 5.1 программным путем.
Если HDMI поддерживает эту функцию, можно приобрести такой конвертер. Данная коробочка поддерживает и сквозную передачу составного сигнала: подключив источник по HDMI, можно отдельно вывести звук на аудиосистему через коаксикальный, оптический или аналоговый разъемы, при этом запустив видеоряд на проектор или телевизор.
Роль акустики и усилителя
Следующим шагом я начал экспериментировать с акустикой и усилителями. Одна колонка electro-voice была заменена на одну колонку Sven и включены тестовые композиции.
Габариты особо не различаются
Результат предсказуем — разница в звучании дорогой акустики была огромной, как на профессиональном усилителе, так и на свеновском. Причем звуковая картинка на дорогой акустике улучшилась настолько, что существенно уменьшилась необходимость в эквалайзере.
Все участники эксперимента, слушая звук одновременно из разных колонок сходились во мнении, будто бы одно ухо заложено.
C акустикой все оказалось предсказуемо, но вот насколько большой будет разница в усилителях?
Cделать полноценный тест было непросто, тем не менее расположив одну колонку рядом с другой и переключая источник сигнала эксперимент провели.
Сколько не вытирай пыль, вспышка все равно ее найдет.
Моим непрофессиональным ухом разница обнаружена …. не была. Это ни в коем случае не значит, что профессиональное оборудование показало свою несостоятельность, конечно же нет. Работу на максимуме длительное время при сохранении высоких качественных показателей, отменная надежность, защита от перегрузок и другие параметры, важные в профессиональной деятельности никто не отменял. Но в моих домашних условиях, когда усилитель работает максимум на треть от своей мощности, весь этот тюнинг не востребован.
Итак, вырисовывается следующая интересная картина, чтобы полноценно наслаждаться взрывами и пулями мне нужен 5.1 не особо критично какого качества. Чтобы получить максимум от музыки в первую очередь нужна хорошая акустика. Поэтому я скорее всего выберу компромиссный вариант — заменю существующие фронтальные колонки на что-то более серьезное и на этом модернизацию технической части смогу считать законченной. Может быть со временем заменю большой системник на что-то менее громоздкое, чтобы освободить пространство в зале.
Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук
Проще всего — купить многоканальный ресивер под свои предпочтения и нужды. Самый простой, самый эффективный. И самый всеядный.
Покупка даст разнообразные интерфейсы ввода-вывода для видео- и аудиосигнала, сможет самостоятельно декодировать файлы и станет центром домашней развлекательной системы. Всегда можно подобрать модель с необходимым количеством подходящих входов — и RCA в ресиверах живее всех живых.
Современные ресиверы поддерживают улучшенные алгоритмы распределения звука, в том числе Dolby Atmos, который умеет раскидывать любое число дорожек на любое число динамиков с учетом акустических свойств помещения.
Недостаток решения — стоимость. Она начинается от 10 тысяч рублей за б/у и от 30 тысяч за ресивер с поддержкой Dolby Atmos.
К тому же, ресиверы обладают внушительными габаритами. Хорошо, если место и интерьер позволяют. А если нет?
Настройка звука 5.1 в Windows 7/10
После того, как все кабели будут соединены, следует перейти к настройке акустики 5.1 в самой операционной системе Windows 7 или 10. Откройте «Панель управления» и зайдите в раздел «Звук». Здесь перейдите на вкладку «Воспроизведение», где выберите в списке пункт «Динамики».
Далее нажмите внизу окошка кнопку «Настроить» и в открывшемся окне выберите «Объемное звучание 5.1». На данном этапе можно проверить правильность подключения колонок, нажимая на тот или иной динамик и проверяя соответствие колонок схеме. При необходимости проверьте правильность подключения колонок и звуковых выводов от компьютера. Завершите настройку звука 5.1, пройдя по шагам до конца.
Как правило, больше никаких действий от вас не требуется, единственное, на что еще следует обратить внимание, так это на переключатель режима работы системы на ресивере (сабвуфере). На многих моделях помимо 5.1 имеются и другие режимы работы, такие как стерео и при наличии цифрового входа – SPDIF
При подключении вышеуказанным способом переключатель должен быть установлен в положение 5.1. Если же ваша звуковая карта не поддерживает пятиканальный звук, то вы можете воспроизводить обычный стереозвук на системе 5.1, просто переведя соответствующий переключатель в нужное положение. Конечно, в этом случае вы не сможете насладиться по-настоящему пятиканальным звучанием. То же касается и самих аудиофайлов, которые записаны как стерео. Даже при использовании звуковой карты 5.1 они будут звучать как стерео, только на 5-ти парах колонок.
5+1 или стерео в музыке
Не останавливаясь на достигнутом, я продолжил эксперименты, но уже не с кино, а с музыкой, благо в формате lossless хватает многоканальных произведений. Прослушав несколько различных композиций в итоге проголосовал за стерео. Почему?
Причин две. Первая схожа с кино — чтобы получить максимум от 5.1 необходимо сидеть в центре акустического поля. Это не всегда возможно. Более того, в отличии от фильмов, которые хочешь — не хочешь, но смотришь с одной точки и длительное время, музыку чаще всего слушают, как сопровождение. Передвигаясь по комнате например. Или работая за компьютером. Конечно можно и посидеть, послушать, но в моем случае это чаще исключение, чем правило.
Вторая причина (опять же на мой личный вкус) кроется в разнице восприятия музыки и кино. Когда мы слушаем настоящую живую музыку, мы сидим напротив исполнителей и звук проистекает с их стороны в наши два уха. Что-то конечно проникает и через кости черепа и мягкие ткани, но в целом — через уши. Для того, чтобы передать этот звук в записи достаточно использовать стерео. Смысл использовать 5+1? Не для того же, чтобы почувствовать себя внутри оркестра?
Именно поэтому в дополнительных каналах кроме фоновой подзвучки я особо ничего и не услышал. Конечно, прослушано было совсем немного композиций, но более менее оправданное применение 5.1 нашлось только у электронных музыкантов.
Исходя из вышеперечисленного, музыку в формате 5.1 для себя нахожу излишней, стерео-варианта вполне достаточно, чтобы перекрыть мои потребности.
Шаг 5 «5С»
Пятый этап — это совершенствование или самодисциплина, поддержание результатов, достигнутых ранее. Стабильность системы 5С зависит не от того, насколько хорошо внедрены процедуры первых четырех этапов, а от того, будут ли поддерживаться первые четыре этапа пятым.
В отличие от первых четырех «С» совершенствование нельзя внедрить как технику, результаты совершенствования не поддаются измерению, однако можно создать условия, которые будут стимулировать сотрудников на дальнейшую деятельность в рамках системы 5С. В Компании ТЕХНОНИКОЛЬ для этого применяются разные инструменты: лозунги 5С, плакаты 5С, информационные доски «БЫЛО»—«СТАЛО», рассылки 5С, визиты в подразделения, где внедряют 5С и др.
Рисунок 20. Плакаты 5С, производство минеральной изоляции, г. Черкассы
Рисунок 21. Фрагмент информационной доски 5С «БЫЛО»-«СТАЛО», г. Рязань
Рисунок 22. Закрепление персональной ответственности на складе готовой продукции, г. Заинск
Способ 4. USB -> Multichannel Analog
Большинство предлагаемых на просторах интернета китайских «многоканальных USB-аудиокарт» довольно примитивные обманки, выдающие обработанное стерео. Сэкономить не получится.
Другое дело — внешние аудиокарты. Некоторые из них способны выдавать многоканальный звук, и подходят для подключения к планшетам, ноутбукам, настольным компьютерам.
К сожалению, даже Smart TV, не говоря о большинстве устройств с пропиетарными прошивками (ресиверы, медиаплееры) не смогут распознать ее как аудиоустройство. Поэтому Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1, Creative X-Fi Surround 5.1 Pro или ST Lab M-330 USB подойдет только как компьютерные аксессуары, либо в случае раздельной трансляции звука и видеоряда с компьютера. А это уже совсем другая история.
Типы акустических систем объемного звука
-
2.1 Акустические системы. 2.1. Аудиосистемы не считаются технически «объемным звуком», но они определенно являются шагом вперед по сравнению с простыми полочными громкоговорителями
(которые не имеют преимущества сабвуфера). Как и в системах 5.1, «2» обозначает две сателлитные колонки – слева и справа спереди – а «.1» обозначает сабвуфер. Таким образом, звук 2.1
– это отличное экономическое решение, если у вас нет денег или места для так называемого «настоящего» объемного звука (не менее 5.1 динамиков), но вам все еще нужен высококачественный,
динамичный звук. -
5.1-канальный объемный звук.
Объемный звук 5.1, чаще всего называют так когда система достаточно высокого качества, «истинным» объемным звуком. Это связано с тем, что пять динамиков позволяют использовать два левых
и правых передних динамика, два левых и правых тыловых динамика (позади вашей головы), качественный центральный динамик (таким образом, «5» в 5.1) и мощный сабвуфер для глубоких,
грохочущих басов. тонов (это «.1» в 5.1). Когда цифровые объемные звуковые сигналы (такие как Dolby или THX) воспроизводятся через систему, подобную этой, вы попадаете в совершенно
новую сферу звука, с грохочущими взрывами, динамичной музыкой и тонкими, охватывающими звуковые эффекты по всей комнате. -
6.1, 10.2 и другие мульти-акустические системы.
Объемный звук 5.1 считается минимальным количеством динамиков, необходимых для настоящего объемного звука. Другие распространенные конфигурации включают 6.1 (шесть колонок и сабвуфер)
или 10.2 (десять колонок и два сабвуфера). Конфигурация не имеет большого значения и в основном зависит от размера вашей комнаты и вашего личного желания. Большинство экспертов по
звуку скажут вам, что, прежде всего, вам просто нужно убедиться, что колонки сбалансированы с каждой стороны комнаты. В системе 6.1 дополнительный сателлит обычно направляется в
центр задней части комнаты, чтобы сбалансировать фронтальный центральный динамик.
«Китайская коробка» или полноценный ресивер?
На самом деле, выбор неоднозначен. При необходимости связывать несколько устройств в единую систему выбор очевиден.
Однако, покупка ресивера здорово ударит по бюджету, и при отсутствии необходимости масштабирования развлекательной системы станет неоправданной тратой. Коробочка вполне справляется с поставленными задачами, если необходимо связать акустику и единственный источник звука.
iPhones.ru
Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым. Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать. Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с…
Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog
Ради этого статья и затевалась. Мне часто задают вопросы вида: «Как подключить мой домашний кинотеатр к новому телевизору? У него нет аналоговых аудиовыходов!».
У моего DEXP есть только двухканальный мини-джек и оптический Toslink. На время до покупки новой акустики старый комплект 5.1 я подключил при помощи такого китайского конвертера.
Внутри устройства прячется довольно примитивный цифроаналоговый преобразователь и DSP-процессор — микросхема, отвечающая за микширование, эквалайзинг и эффекты.
Применение очень простое — подключаем в аналоговые RCA-выходы акустическую систему, с другой стороны подаем аудиосигнал через коаксикальный или оптический разъем и внешнее питание от комплектного блока питания.
Если сигнал соответствует числу подключенных каналов акустики — он проходит без микширования и обработки. Как есть.
То есть, если у фильма 5.1-канальная аудиодорожка, и мы используем соответствующую аудиосистему — качество звука будет таким же, как в оригинале.
Если на него подается двухканальная дорожка, то сигнал преобразовывается с помощью «виртуального» микширования в процессоре, и раскидывается на все колонки.
Конечно, это сильно отличается от настоящего 5.1-канального звука, но, все-таки — звучит приятнее, чем обычное стерео. Если, конечно, мы говорим о фильмах.
Так можно подключить акустику и к другим устройствам — например, через обычных выход для наушников ноутбука, планшета или плеера.
Но на выходе получится только виртуальный 5.1-канальный звук, даже если изначальная дорожка — многоканальная. Из стереоразъема иного получить не выйдет.
При необходимости, конвертер позволяет воспроизводить любой входящий аудиосигнал в двухканальный. Удобно для музыкальных систем стандарта систем 2.1, а так же в тех случаях, когда DSP-конвертер воспроизводит дорожку некорректно.
Сборка и установка акустической системы 5.1
Сабвуфер традиционно устанавливается на полу и в нем располагается усилитель с блоком питания, к которому подсоединяются все остальные компоненты системы. Но бывают исключения, когда ресивер выполнен отдельно, а к нему подключается вся акустика. Выводы для подключения каждой колонки промаркированы. Для обозначения фронтальных колонок используются символы FR (фронтальная правая) и FL (фронтальная левая), CEN (центральная), RR (задняя правая) и RL (задняя левая). Если же сабвуфер пассивный, то есть не имеет в своем составе усилителя, то он также подключается к самому ресиверу, на котором имеется соответствующая маркировка SW. В соответствии с этой маркировкой на первом этапе необходимо подсоединить все колонки и расположить их в соответствующем порядке в комнате.
Аппаратура.
Согласитесь, как можно рассуждать о качественной музыки не обладая аппаратурой стоимостью тысяч 20 долларов? Так как среди «знатоков» качественной музыки очень много технократов, то технический аспект никак нельзя скидывать со счетов. «Музыки» за 20 тыщ у меня не было. Грешен, признаюсь, что у меня не было даже музыки за 2 тыс. Моя музыка была за 200 баксов. И называлась она SVEN HA-1400T:
Для своей цены музыка очень даже хорошая. Корпуса сделаны из МДФ, сборка очень качественная, качество проявлялось и в мелочах — толстые провода, винтовые зажимы, установка сабвуфера на «шпильках». Да и итоговый результат приносил удовлетворение.
Но с такой аппаратурой браться за анализ и рассуждения никак нельзя, засмеют, поэтому я притащил с работы комплект профессиональной техники — усилитель и акустику одного из ведущих производителей музыкальной аппаратуры Electro-Voice. По роду деятельности мы поставляем достаточно много профессионального звука, но не для музыкальных целей, а для оснащения конференц-залов. Аппаратура используется одна и та же, что на концертах, что в конференц-залах, но задачи перед ней ставятся разные.
Тестовый полигон на радость жены
Временно укомплектовав квартиру киловатом звука почти за 2000 долларов я самонадеянно решил, что теперь обвинений в низкопробном железе удастся избежать. Комментарии покажут, оправдаются ли мои надежды.
Профессиональные разъемы.
В этой связке есть слабое место — отсутствие сабвуфера. Нижний предел у колонок 70 гц, поэтому «бахать и бухать» они не могут по определению. Поэтому, на время тестирования, был подключен существующий сабвуфер. Можно было конечно припереть в квартиру фирменный, но, во-первых он очень большой, а женская половина и без того слегка выражала недовольство организованным бардаком, а во-вторых саб был еще и очень тяжелый. Взвесив все в прямом и переносном смысле, я решил, что моя любовь к исскуству не столь велика, чтобы терпеть эти неудобства.
В качестве источника звука использовалась звуковая плата компьютера 2-х летнего года выпуска. Проигрыватель -VLC и стандартный медиаплеер, потому что VLC не умеет воспроизводить треки с CD-диска, а стандартный медиаплеер — lossless.
В качестве хранилища медиафайлов использовалась вот такая 2 Терабайтная «флешка»:
Итак, все коммутации проведены, приступаем к экспериментам, которые должны были дать мои версии ответов на ряд вопросов, на которые однозначных ответов не может быть по определению